Таможенный контроль Республики Таджикистан

1. Таможенный контроль: понятие, цели и формы его проведения

Таможенный контроль — один из важнейших институтов таможенного права, представляющий собой совокупность мер, осуществляемых тамо­женными органами Республики Таджикистан в целях обеспечения соблюде­ния законодательства Республики Таджикистан о таможенном деле, а также законодательства Республики Таджикистан и международных договоров Республики Таджикистан, контроль за исполнением которых возложен на тамо­женные органы Таджикистана.

Его основная цель — определение с помощью различного рода прове­рок соответствия проводимых участниками таможенно-правовых отноше­ний операций и действий в сфере таможенного дела требованиям норм та­моженного законодательства и выявление на основе этого таможенных правонарушений (нарушений таможенных правил).

В соответствии с ТК РТ таможенному контролю подлежат все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу. Та­моженный контроль товаров и транспортных средств осуществляют тамо­женные органы РТ.

Согласно ТК РТгл 49 ст399 формами таможенного контроля являются:

проверка документов и сведений;

устный опрос;

получение пояснений;

таможенное наблюдение;

таможенный осмотр товаров и транспортных средств;

таможенный досмотр товаров и транспортных средств;

личный досмотр;

  1. проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них

идентификационных знаков;’

9) осмотр помещений и территорий для целей таможенного контроля;

10) таможенная ревизия.

Этот перечень может быть дополнен иными формами таможенного кон­троля — обследованием, анализом, разработкой прогнозов и др., — позволяющими вывести контрольную функцию из непосредственного контакта с объектом и выполнять ее «дистанцирование».

Избрание той или иной формы таможенного контроля является исклю­чительной прерогативой таможенных органов. При выборе той или иной формы контроля таможенный орган прежде всего исходит из соображений обеспечения соблюдения законодательства Республики Таджикистан о тамо­женном деле.

Лица, перемещающие товары и транспортные средства через таможен­ную границу Таджикистана либо осуществляющие деятельность, подконтроль­ную таможенным органам, обязаны представлять последним документы и сведения, необходимые для таможенного контроля.

Сведения, необходимые для таможенного контроля, таможенные орга­ны могут получать от налоговых и иных контролирующих органов. Законо­датель наделяет таможенные органы правом получать от банков и иных кредитных учреждений сведения и справки об операциях и состоянии сче­тов лиц, перемещающих товары и транспортные средства через таджикскую таможенную границу, таможенных брокеров либо иных лиц, осуще­ствляющих деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы.ст 399 пункт 5 -6.ТКРТ.

Проверка документов и сведений, необходимых для таможенных цепей, заключается в изучении документов (транспортных, торговых и пр.) на пе­ремещаемые через таможенную границу товары и транспортные средства, определении соответствия их оформления установленным правилам и мо­жет предшествовать другим формам таможенного контроля, таким, как та­моженный досмотр, учет товаров и транспортных средств и пр.

Лица, перемещающие товары и транспортные средства через таможен­ную границу Республики Таджикистан либо осуществляющие деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы, обязаны представ­лять этим органам документы и сведения, необходимые для таможенного контроля. Перечень таких документов и сведений, а также порядок их представления определяются ГТС Таджикистана.

       Таможенный досмотр товаров и транспортных средств заключается в фактической проверке сотрудниками таможенных органов товаров, транспортных средств, международных почтовых отправлений, багажа фи­зических лиц в целях установления законности перемещения через тамо­женную границу, соответствия данных, указанных в таможенной деклара­ции и иных представленных в таможенный орган документах (таких дан­ных, как наименование товаров, их количество, стоимость и др.), фактиче­ским данным, а также в целях обнаружения сокрытого перемещения това­ров через таможенную границу, предотвращения и пресечения нарушений таможенного законодательства.гл 49 ТКРТ.

Для достижения вышеуказанных целей при проведении таможенного досмотра нередко применяются технические средства таможенного контроля, такие, как метровая рентгеновская техника, оптико-механические и радиационные приборы, приборы контроля носителей аудио- и видеоин­формации, информации на магнитных носителях и пр. Таможенный дос­мотр бывает выборочными обязательным. Обязательному таможенному досмотру подлежат следующие виды товаров:

  • являющиеся подакцизными товарами или близкими по наимено­ванию в описательной части документов к подакцизным товарам;
  • подлежащие обложению таможенной пошлиной;
  • подпадающие под меры нетарифного регулирования;
  • близкие по наименованию к подлежащим обложению таможен­ной пошлиной или к подпадающим под меры нетарифного регулирования, когда их классификация по Товарной номенклатуре ВЭД СНГ вызывает со­мнения и устранить эти сомнения можно только путем проведения тамо­женного досмотра;
  • пересылаемых в международных почтовых отправлениях;
  • в отношении которых имеется оперативная информация, свиде­тельствующая о перемещении этих товаров с нарушением требований норм таможенного законодательства.

Выборочный же досмотр в буквальном смысле означает досмотр, необ­ходимость осуществления которого либо отсутствие необходимости в этом определяются должностными лицами таможенных органов, производящих таможенное оформление товаров.

Таможенный досмотр как форму таможенного контроля следует отли­чать от таможенного осмотра— административного действия должност­ных лиц таможенных органов, заключающегося в проверке внешнего вида транспортных средств и находящихся в них товаров без вскрытия грузовых помещений, тары либо упаковки на предмет установления законности их перемещения через таможенную границу.

Таможенная ревизия как форма таможенного контроля распространяет­ся как на товары, перемещаемые через таможенную границу Таджикистан, так и на товары, уже перемещенные через нее. В первом случае проверка про­водится таможенными органами на предприятиях и в организациях, дея­тельность которых подконтрольна таможенным органам (например, на складах временного хранения, в офисах таможенных брокеров и т. п.), и за­ключается в совершении действий по установлению соответствия доку­ментации о перемещаемых через таможенную границу товарах и транс­портных средствах предъявляемым требованиям. Во втором случае про­верка проводится в рамках последующего (вторичного) таможенного кон­троля за товарами, помещаемыми под определенные таможенные режимы. Так, например, при помещении товаров под таможенный режим таможен­ного склада владелец соответствующего склада обязан их зарегистриро­вать по установленной для этого таможенными органами форме и не реже чем один раз в три месяца представлять в таможенный орган отчетность обо всех хранящихся в режиме таможенного склада товарах и сроках их хранения.

Устный опрос проводится, как правило, при осуществлении таможен­ного контроля багажа физических лиц, пересекающих таможенную грани­цу в пунктах пропуска через нее. Заключается он в проведении опроса ука­занных лиц до проведения таможенного досмотра с целью выяснения на­личия в их багаже предметов, запрещенных к ввозу в РТ или вывозу из нее, валюты и валютных ценностей, других предметов, перемещение кото­рых через границу возможно только при условии строгого соблюдения ус­тановленного для этого порядка, выяснения целей и обстоятельств поездки физического лица.

Опрос как форма таможенного контроля применяется и в отношении должностных лиц на предмет выяснения тех или иных обстоятельств, необ­ходимых для проведения таможенного контроля и таможенного оформле­ния товаров и транспортных средств. Это может быть, например, дополни­тельная информация относительно сведений, заявленных в ГТД, и пр.гл 49 ТКРТ.

Осмотр помещений и территорий для целей таможенного контроля заключается в проведении осмотра указанных территорий и помещений на предмет наличия там соответствующего оборудования, охраны и пр. Целя­ми такого осмотра могут быть как минимизация (либо в идеале — вообще исключение) любой возможности изъятия находящихся на указанных тер­риториях или в помещениях товаров и транспортных средств, минуя тамо­женный контроль, так и вообще визуальное обнаружение подлежащих та­моженному контролю товаров и транспортных средств в этих местах (на­пример, в магазинах беспошлинной торговли).

Проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков представляет собой проверку наличия соот­ветствующих предметов (товаров и транспортных средств) в натуре, нали­чие на этих товарах и транспортных средствах специальных марок (напри­мер, акцизных) и знаков идентификации, а также последующего составле­ния соответствующей описи. Такая проверка может использоваться как са­мостоятельно, так и наряду с проверкой системы учета и отчетности либо наряду с проверкой финансово-хозяйственной деятельности. Проводится эта проверка, как правило, либо самим таможенным органом, либо тамо­женным органом совместно с лицом, деятельность которого проверяется, хотя может проводиться только лицом, деятельность которого проверяется, по поручению таможенного органа. Поручение начальника таможенного органа или его заместителя о проведении инвентаризации товаров и транс­портных средств является обязательным к исполнению.

2. Личный досмотр как исключительная форма таможенного kohtроля

Исключительной формой таможенного контроля является личный дос­мотр,проводимый по решению начальника таможенного органа или со­трудника, его замещающего, в отношении физического лица с целью обна­ружения сокрытых товаров. Он назван исключи­тельной формой таможенного контроля) возможно только в исключитель­ных случаях, когда имеются достаточные основания предполагать, что фи­зическое лицо, следующее через таможенную границу либо находящееся в зоне таможенного контроля или транзитной зоне аэропорта, открытого для международного сообщения, скрывает при себе товары, являющиеся объектами нарушения законодательства Таджикистан или международного до­говора с участием РТ, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы.

На должностное лицо таможенного органа, которое будет проводить личный досмотр, таможенное законодательство возлагает обязанность пе­ред проведением такого досмотра объявить физическому лицу о принятом решении, разъяснить его права и обязанности и предложить добровольно выдать скрываемые товары.

Личный досмотр проводится должностными лицами таможенных орга­нов одного пола с досматриваемым лицом в присутствии двух понятых того же пола в изолированном помещении, отвечающем санитарно-гигие­ническим требованиям. Обследование тела досматриваемого должно про­водиться только медицинскими работниками.

О проведении личного досмотра составляется соответствующий прото­кол по форме, устанавливаемой ГТК РТ.гл 49. Он подписывается должност­ным лицом таможенного органа, проводившим досмотр, досмотренным физическим лицом, понятыми и медицинским работником (в случае если в ходе досмотра проводилось обследование тела досматриваемого). При необходимости физическое лицо, в отношении которого была применена процедура личного досмотра, вправе сделать заявление в составляемом протоколе, а также впоследствии обжаловать это (как, впрочем, и любое другое) действие таможенных органов в установленном законом порядке.

3. Виды таможенного контроля

Критериев классификации таможенного контроля достаточно много, но уже почти традиционно в юридической литературе принято выделять сле­дующие его виды:

  1. в зависимости от той или иной формы контроля: документальный таможенный контроль (куда относится, например, проверка документов и сведений, необходимых для таможенных целей, проверка системы учета и отчетности и др.) и фактический таможенный контроль (в частности, та­моженный досмотр и др.);
  2. в зависимости от предмета контроля: таможенный контроль това­ров и таможенный контроль транспортных средств;
  3. в зависимости от направления движения товаров: таможенный кон­троль ввозимых, таможенный контроль вывозимых и таможенный кон­троль транзитных товаров;
  4. в зависимости от вида транспортных средств: таможенный кон­троль морских и речных судов, таможенный контроль воздушных судов, та­моженный контроль железнодорожного транспорта и таможенный кон­троль автомобильного транспорта;
  5. в зависимости от степени участия в осуществлении таможенного контроля таможенных органов сопредельных государств: односторонний таможенный контроль (проводят таможенные органы только одного из со­предельных государств), двусторонний таможенный контроль (проводят таможенные органы обоих сопредельных государств, но раздельно) и со­вместный таможенный контроль (проводят таможенные органы обоих со­предельных государств вместе и одновременно);
  6. в зависимости от того, сколько раз товары и транспортные сред­ства подвергаются таможенному контролю: однократный таможенный контроль и многократный (еще называемый повторным таможенным кон­тролем). Поскольку при осуществлении таможенного контроля большое значение имеют отдельные существенные характеристики товаров, подви­дами таможенного контроля товаров можно также считать таможенный контроль ручной клади, контроль сопровождаемого или несопровождаемо­го багажа и т. п.

4. Зоны таможенного контроля

Зона таможенного контроля — это специально выделенная и обозна­ченная часть таможенной территории Республики Таджикистан, создаваемая в целях осуществления таможенного контроля и обеспечения соблюдения таможенного законодательства Республики Таджикистан.

Зоны таможенного контроля могут быть созданы вдоль таможенной границы Республики Таджикистан, в местах таможенного оформления, нахо­ждения таможенных органов и иных местах, определяемых нормативными правовыми актами ГТС. Таджикистана. В обязательном порядке зоны таможенно­го контроля даются в пунктах пропуска через Государственную границу Республики Таджикистан и в местах пересечения товарами и транспортными средствами таможенной границы Республики Таджикистан.

При создании свободных таможенных зон, при выдаче таможенными органами разрешений на учреждение складов временного хранения, тамо­женных складов, магазинов беспошлинной торговли территории и поме­щения указанных складов и магазинов беспошлинной торговли приобрета­ют статус зон таможенного контроля.

Зоны таможенного контроля могут быть созданы на постоянной или временной основе и в зависимости от этого быть постоянными или времен ными. Постоянные зоны таможенного контроля создаются в местах тамо­женного оформления, местах пересечения товарами и транспортными средствами таможенной границы Республики Таджикистан, в пунктах про­пуска через Государственную границу  в местах расположения таможенных органов, а также вдоль таможенной границы Республики Таджикистан. Территории и помещения складов временного хра­нения, таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли также яв­ляются постоянными зонами таможенного контроля.

Временные зоны таможенного контроля создаются на территориях, в помещениях, на транспортных средствах (в том числе на морских и воз­душных судах, железнодорожных поездах), где находятся либо могут нахо­диться товары и транспортные средства, подлежащие таможенному кон­тролю, если при проведении такого контроля требуется определить зону таможенного контроля исходя из необходимости обеспечения сохранности таких товаров и транспортных средств, а также беспрепятственного осуще­ствления таможенными органами своих функций.ст 403 ТК.РТ.

Пределы постоянной зоны таможенного контроля обозначаются знака­ми прямоугольной формы, на зеленом фоне которых белым цветом выпол­нена надпись на таджиком русском и английском языках: «Зона таможенного контро­ля» («Customs control zone»). Пределы временной зоны таможенного кон­троля могут обозначаться оградительной лентой, временно устанавливае­мыми указательными щитами, табло, иными информационными указате­лями. При этом допускается применение подручных материалов и средств. Возможно и устное оповещение.

Осуществление производственной и иной коммерческой деятельности, перемещение товаров, транспортных средств, лиц (включая должностных лиц иных государственных органов) через границы зон таможенного кон­троля и в их пределах допускается только с разрешения таможенных орга­нов Республики Таджикистан и под их контролем, за исключением ряда пре­дусмотренных законом случаев. Доступ в зоны таможенного контроля раз­решается с предварительного уведомления таможенных органов Республики Таджикистан

Нарушение режима зоны таможенного контроля является нарушением таможенных правил и влечет за собой административную ответственность, предусмотренную гл-19 ст 288-292 . \\административного Кодекса  РТ.

5. Специфика таможенного контроля и таможенного

оформления товаров, перевозимых железнодорожным

транспортом

           Законом «О Государственной границе Республики Таджикистан» установлено, что пересечение Государственной границы Республики Таджикистан железнодорожным транспортом осуществляется на путях международных железнодорожных сообщений.

Ввозимые железнодорожным транспортом на таможенную территорию Таджикистан товары с пограничных железнодорожных станций направляются в адрес грузополучателей только после предварительного таможенного оформления в пункте пропуска через таможенную границу. Пограничный таможенный орган при этом должен оформить документ контроля достав­ки с обязательным указанием в направляющем штампе таможни, где будет производиться основное таможенное оформление и в регионе деятельно­сти которой находится станция назначения, заявленная в товаросопроводи­тельных документах. При этом в перевозочных (товаросопроводительных) документах проставляется штамп «Груз таможенный» с указанием в пра­вом верхнем углу этих документов справочного номера документа контро­ля доставки.

Работники железных дорог не имеют права без разрешения таможенно­го органа выдавать грузовладельцам грузы (товары), перевозимые под та­моженным контролем. По подаче железной дорогой прибывших из-за гра­ницы грузов на подъездные пути предприятий, имеющих склады времен­ного хранения, ответственность за их доставку по назначению снимается с железной дороги в момент оформления представителями станции назна­чения и представителями СВХ приемосдаточного документа. Дальнейшая ответственность в этом случае за товары лежит на владельце СВХ.

При доставке товаров железнодорожным транспортом обеспечение уп­латы таможенных платежей не требуется, за исключением ряда определяе­мых ГТC  Таджикистана случаев.

Местами доставки перевозимых под таможенным контролем товаров являются станции назначения. При вывозе товаров из Республики Таджикистан станцией назначения является пограничная железнодорожная станция, куда и выписывается документ контроля доставки. При транзите товаров, следующих железнодорожным транспортом, станцией отправления счита­ется пограничная железнодорожная станция на пути въезда товаров на тер­риторию РТ, а станцией назначения — соответственно пограничная железнодорожная станция на пути выезда товаров с территории Таджикистан.

По прибытии груза на станцию назначения работники станции должны в обязательном порядке уведомить об этом таможенный орган назначения и грузополучателя. Грузополучатель после получения уведомления стан­ции должен представить в таможенный орган документы и сведения, необ­ходимые для дальнейшего таможенного оформления и контроля (для поме­щения товаров под тот или иной таможенный режим).

После завершения всех этапов таможенного оформления и контроля уполномоченное на это  должностное лицо таможенного органа принимает решение  о возможности выпуска товаров.

Выдача грузов железной дорогой при соблюдении всех правил возмож­на только при наличии на перевозочных документах штампа «Выпуск раз­решен» или «Выгрузка разрешена».

Для перевозки грузов по железной дороге на вывоз из РТ грузоот­правитель должен заблаговременно (не менее чем за сутки до планируемой погрузки на ж.-д. состав) представить в таможню, где он зарегистрирован в качестве участника ВЭД, перевозочные документы (в качестве уведомле­ния о намерении вывезти товары за границу), заполненные согласно Пра­вилам приема грузов к перевозке железнодорожным транспортом (без ука­зания номеров ж.-д. накладной и вагонов), с приложением экземпляра до­рожной ведомости, а также другие документы, позволяющие принять ре­шение о выпуске товаров.

Далее должностные лица таможенного органа регистрируют перевозоч­ные документы (уведомление) в соответствующем журнале, после чего про­изводят таможенное оформление данных товаров в соответствии с заявлен­ным режимом. Железная дорога вправе отправлять такие товары только при наличии на перевозочных документах штампа «Выпуск разрешен», заверен­ного подписью и оттиском личной номерной печати сотрудника таможни.

6. Специфика таможенного контроля и таможенного

оформления товаров, перевозимых автомобильным

транспортом

Таможенный контроль товаров, перевозимых через таможенную грани­цу Республики Таджикистан автомобильным транспортом, при ввозе в страну производится после прохождения пограничного контроля, контроля транс­портной инспекции, ветеринарного контроля и контроля службы карантина растений. При вывозе из страны товаров автомобильным транспортом та­моженный контроль производится после контроля транспортной инспек­ции, службы карантина растений и ветеринарного контроля.

Таможенный контроль грузового автотранспорта начинается с таможен­ного досмотра груза и транспорта, в ходе которого в присутствии водителя:

досматриваются товаросопроводительные и товаротранспортные документы, а также груз и само транспортное средство;

проверяется соответствие сведений о грузе (товаре) и транспорт­ном средстве, указанных в документах, фактическим данным.

Далее, если перемещаемые через границу товары не окажутся запре­щенными к ввозу в Республики Таджикистан, они могут быть выпущены для внутреннего потребления или помещены под другой таможенный режим в месте ввоза в Таджикистан (т. е. в пограничной таможне) или направлены для таможенного оформления в таможню назначения (в таможню по месту на­хождения грузополучателя) в соответствии с Правилами доставки товаров под таможенным контролем.ст 413 РТТК.

 Таможенное оформление в пограничных таможнях следует осуществ­лять в случаях, если:

  • таможенная стоимость ввозимых товаров менее 500 сомон и в отно­шении таких товаров не взимаются таможенные пошлины и налоги, не применяются меры экономической политики;
  • не соблюдаются условия доставки под таможенным контролем (не оборудовано надлежащим образом транспортное средство, нет обеспе­чения уплаты таможенных платежей и др.);
  • грузополучателями товаров являются индивидуальные предпри­ниматели, а также когда физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, перемещает товары через таможенную границу РТ для коммерческих или иных производственных целей. Перемещение через таможенную границу отдельных категорий товаров (в частности, шоколад и прочие готовые пищевые продукты, содержащие какао, аппаратура при­емная для телевизионной связи, мебель прочая и ее части) и перевозящих их транспортных средств, в том числе и в случае их перевозки в соответст­вии с Конвенцией МДП, и вывоз указанных товаров при транзите допуска­ется только через определенные пункты пропуска.

Во всех случаях доставки товаров, перевозимых автомобильным транс­портом, таможенный орган отправления вправе устанавливать срок доставки из расчета не более 450 км за одни сутки, учитывая при этом положения ТК РТст 413, где сказано, что предельные сроки доставки товаров от таможни от­правления до таможни назначения не могут превышать 2000 км за один месяц.

При использовании процедуры доставки товаров под таможенным кон­тролем после оформления документа контроля доставки на нем и на товаротранспортных документах сотрудником таможенного органа отправле­ния проставляется так называемый направляющий штамп, где указывают­ся наименование тех таможен, в зоне деятельности которых зарегистриро­ваны грузополучатели товаров. Направляющий штамп содержит также та­кие сведения, как количество мест груза, номера пломб (если они использо­вались), наименование таможни отправления, срок доставки, номер ДКД, фамилию инспектора таможенного органа и дату проставления штампа. Сведения, указанные в направляющем штампе, должны быть заверены личной номерной печатью инспектора, производящего таможенное оформ­ление. Вся информация об оформленных товарах заносится в соответст­вующие журналы учета, а также сохраняется на компьютере в виде файлов с использованием специальной программы АРМ «Доставка-Т».

Таможня назначения после доставки в нее товаров письменно инфор­мирует об этом таможню отправления, и на этом процедура доставки закан­чивается и снимается с контроля.

В отношении товаров, вывозимых из Таджикистана, механизм таможенного оформления почти аналогичен, но только таможней назначения в данном случае всегда является пограничная таможня  на пути вывоза товара в страну назначения. И именно наличие на грузовых и товаросопроводительных документах штампа пограничной таможни «Товар поступил» является под­тверждением того, что товары, оформленные в таможенном отношении где-нибудь внутри РТ, например, в режиме экспорта или в ином тамо­женном режиме, предусматривающем фактический вывоз из страны таких товаров, действительно затем покинули таможенную территорию страны. Перевозимые автомобильным транспортом иностранные товары, заяв­ленные к таможенному режиму транзита, направляются под таможенным контролем от одной пограничной таможни (таможни отправления) до дру­гой пограничной таможни (таможни назначения) только при соблюдении мер обеспечения уплаты таможенных платежей.

7. Специфика таможенного контроля и таможенного оформления товаров, перевозимых морским транспортом

Согласно положениям международно таможенному контролю подлежат все то­вары и транспортные средства, пересекающие таможенную границу Республики Таджикистан за исключением прямо предусмотренных Таможен­ным кодексом РТ случаев. В полной мере это распространяется на морские и речные суда, а также на перевозимые на них товары. При этом следует учитывать, что согласно ТК РТ гл 50  при ввозе товаров и транспортных средств в РТ таможенный контроль начинается с момента пересечения тамо­женной границы Республики Таджикистан, а при их вывозе из РТ — с мо­мента принятия таможенной декларации. Отсюда следует вывод о том, что для осуществления своих контрольных функций таможенные органы должны быть заблаговременно уведомлены о намерении каждого конкрет­ного судна пересечь границу Таджикистана.

На практике это регулируется нормами морского права и выглядит сле­дующим образом: капитан судна или уполномоченный на это морской агент обязан уведомить таможенный орган и пограничную службу о намерении пересечь границу Республики Таджикистан не менее чем за 48 часов до его прибытия в порт назначения, а при длительности перехо­да судна менее 48 часов — не позднее чем через один час с момента выхода судна из порта отправления.

По прибытии в порт (к причалу или на рейд) все суда загранплавания приобретают статус находящихся под таможенным контролем, и в соответ­ствии с положениями ТК РТ любое изменение места стоянки судна воз­можно только с ведома и по предварительному согласованию с таможенны­ми органами. Запрещено без разрешения таможенных органов причалива­ние к судам, находящимся под таможенным контролем, и передача с них ка­ких-либо предметов на берег. Нарушение указанных требований влечет за собой ответственность, предусмотренную  ТК. РТ.

   Таможенное оформление и таможенный контроль речных судов, судо­вой команды и пассажиров производится после санитарного и карантинно­го осмотра. До спуска карантинного флага вход на судно кого-либо не раз­решается. Капитан судна обязан представить сотрудникам таможенных ор­ганов все требуемые для проведения таможенного контроля документы.

Перечень документов, необходимых для проведения таможенного кон­троля и таможенного оформления морских судов и перевозимых на них то­варов, определен ГТС Таджикистан и включает следующие документы:

  1. Общая (генеральная) декларация.
  2. Грузовая (cargo) декларация.
  3. Декларация о судовых припасах.
  4. Судовая роль — это документ, содержащий сведения о количестве и составе экипажа при приходе и отходе судна.
  5. Список пассажиров.
  6. Список имеющегося на борту оружия.
  7. Список имеющихся на борту наркотиков и наркотикосодержащих ме­дицинских препаратов.
  8. Справка о наличии валюты и валютных ценностей в судовой кассе.
  9. Коносамент (документ, определяющий правоотношения между пере­возчиком и получателем груза).

10. Грузовой манифест (документ, в котором должны быть в полном
объеме отражены все сведения об имеющемся на борту судна грузе).

Таможенное оформление и таможенный контроль судов, багажа судо­вой команды и пассажиров производится в течение всего времени суток по мере их готовности и в порядке очередности, устанавливаемой по мере прибытия судна. Пассажирские суда оформляются вне очереди. Как прави­ло, таможенное оформление и таможенный контроль производятся у при­чала, однако в светлое время суток они могут быть произведены и на рейде при условии, что волнение моря не превышает трех баллов.

Досмотр судна должен производиться сотрудниками таможни в присут­ствии сопровождающего из членов судовой команды. Досмотр личных ве­щей пассажиров и членов судовой команды должен производиться в при­сутствии владельцев или их доверенных лиц непосредственно на борту судна либо в специально оборудованных для этого досмотровых залах или досмотровых комнатах на проходных порта.

Таможенное оформление товаров, ввозимых морским транспортом в соответствии с таможенным режимом выпуска для внутреннего потреб­ления (кроме подакцизных товаров, подлежащих маркировке), производит­ся в таможнях, расположенных в местах ввоза. Таможенное оформление товаров, ввозимых морским транспортом в соответствии с другими тамо­женными режимами, производится в соответствии с общими правилами.

Порядок производства таможенного оформления и  таможенного контро­ля при отходе судна, включая перечень представляемых в таможню документов, во многом повторяет выше рассмотренный порядок оформления и кон­троля на приход, и останавливаться на нем подробно нет необходимости.

8. Специфика таможенного контроля и таможенного оформления товаров, перевозимых авиатранспортом

Все прибывающие в Таджикистан и в станах СНГ отправляемые из нее за границу воздуш­ные суда, перевозимые на них грузы, а также багаж и ручная кладь пасса­жиров и членов экипажей подлежат таможенному контролю, который осу­ществляется в местах ввоза (вывоза) по технологической схеме, разрабаты­ваемой таможенными органами совместно с другими заинтересованными органами и ведомствами в соответствии с нормами действующего таджикского законодательства.

Порядок осуществления таможенного контроля воздушных судов рег­ламентируется также и Чикагской конвенцией 1944 г. о международной гражданской авиации1, согласно положениям которой договаривающиеся государства имеют право производить досмотр воздушных судов других договаривающихся государств по их прибытии или убытии, проверять удо­стоверения и другие предусмотренные Конвенцией документы, а именно: свидетельства на каждого члена экипажа, список пассажиров с указанием пунктов отправления и назначения, манифест и подробные декларации на груз, бортовой журнал и разрешение на бортовую радиостанцию.

Основным документом приема и отправления воздушного судна являет­ся генеральная декларация, содержащая данные об экипаже воздушного судна, числе пассажиров, а также о находящихся на воздушном судне гру­зах и почте.

Таможенное оформление товаров, ввозимых авиатранспортом в соот­ветствии с таможенным режимом выпуска для внутреннего потребления (кроме подакцизных товаров, подлежащих маркировке), производится в та­можнях, расположенных в местах ввоза (в аэропорту прибытия). Таможен­ное оформление товаров, ввозимых авиатранспортом в соответствии с дру­гими таможенными режимами, производится в соответствии с общими правилами (с использованием процедуры доставки под таможенным кон­тролем и пр.).

При прибытии из-за границы воздушного судна, следующего с посадка­ми в промежуточных аэропортах, таможенный орган первоначальной по­садки на территории РТ осуществляет:

  • досмотр пассажирского салона воздушного судна и помещения членов экипажа;
  • досмотр и выпуск ручной клади пассажиров и членов экипажа;
  • выпуск багажа лиц, освобожденных от таможенного досмотра; Текст Конвенции официально опубликован не  был.
  • досмотр и выпуск ручной клади и багажа пассажиров, следую­щих до данного пункта, а также грузов, подлежащих выгрузке в данном аэ­ропорту;
  • оформление ввозимых пассажирами и членами экипажа валюты и валютных ценностей.

Далее сотрудник таможенного органа проставляет в двух экземплярах генеральной декларации штамп установленного образца о произведенном таможенном оформлении воздушного судна, а также указывает в пассажир­ской ведомости, выписанной до пункта последней посадки воздушного судна, к каким категориям относятся находящиеся на борту судна пассажи­ры и грузы, заверяя эти отметки своей подписью и оттиском личной номер­ной печати.

В пункте последней посадки таможенный орган осуществляет:

  • досмотр грузовых отсеков и в необходимых случаях также пасса­жирского салона воздушного судна, проводя тем самым контроль за посту­пившими на борт грузами, несопровождаемым багажом и международны­ми почтовыми отправлениями;
  • досмотр и выпуск ручной клади и багажа прибывших пассажи­ров с учетом ранее произведенных отметок в пассажирской ведомости.

В пункте последней посадки воздушного судна на территории Республики Таджикистан с учетом отметок в пассажирской ведомости сотрудники таможенных органов досматривают и выпускают ручную кладь пассажи­ров и членов экипажа, осуществляют контроль за вывозом валюты и валют­ных ценностей, а также досмотр пассажирского салона и помещений чле­нов экипажа.

Воздушные суда, совершающие транзитный перелет через территорию Республики Таджикистан с одной или несколькими посадками в аэропортах, где имеются таможенные органы, находятся под таможенным контролем в течение всего времени стоянки в аэропортах.

Если в каком-либо аэропорту ни один пассажир не покидает воздушно­го судна, а также там не производится выгрузка грузов, международных почтовых отправлений или несопровождаемого багажа, командир судна передает таможенному органу только генеральную декларацию с соответ­ствующей отметкой о том, что груз, багаж и почта не выгружаются.

Иностранные или арендованные иностранными лицами воздушные суда, временно ввозимые на таможенную территорию РТ с целью их технического обслуживания, указанного в полетном зада­нии, помещаются под таможенный режим временного ввоза.

В том случае, если прибытие или отправление воздушных судов проис­ходит вне расписания, а также в случаях задержки прибытия или отправле­ния рейсовых воздушных судов администрация аэропорта обязана поста­вить в известность об этом таможенные органы не позднее чем за час до прибытия или отправления такого судна. В случае аварии, явной угрозы безопасности полета или непринятия воздушных судов в надлежащем порту из-за неблагоприятных метеороло­гических условий разрешается посадка воздушных судов вне мест распо­ложения таможенных органов. При этом командир воздушного судна обя­зан в кратчайшие сроки известить ближайший к месту посадки аэропорт, где имеются таможенные органы, о происшествии и принять все необходи­мые меры к обеспечению сохранности грузов, багажа и ручной клади пас­сажиров, находящихся на воздушном судне.

Все прибывающие в Таджикистан и убывающие из нее самолеты воен­но-транспортной авиации, перевозимые на них воинские грузы, почта, а также багаж и ручная кладь пассажиров и членов экипажей также в обяза­тельном порядке подлежат таможенному оформлению и таможенному кон­тролю.                     

9. Специфика таможенного контроля и таможенного

оформления товаров, перемещаемых через границу

с использованием каналов международного почтового обмена

Международные почтовые отправления — это отправления письмен­ной корреспонденции, проходящей обработку в местах международного почтового обмена. К ним относятся письма (в том числе с необъявленной ценностью), почтовые карточки, бандероли, мелкие пакеты, специальные мешки для пересылки печатной продукции категории «М», отправления международной ускоренной почты, сгруппированные почтовые отправки типа «Консигнация» и иные отправления за границу с использованием ус­луг почтовой связи, курьерской службы или транспортных компаний.

Товары, пересылаемые в международных почтовых отправлениях, как и все иные товары, облагаются таможенными платежами и подпадают под меры нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности. Но не всегда. Так, в частности, физические лица могут получать пересылае­мые в международных почтовых отправлениях товары, общая стоимость которых в эквивалентном выражении не превышает 100 долларов США включительно, без уплаты таможенных пошлин и налогов. При превыше­нии этой суммы в части такого превышения взимается таможенная пошли­на по единой ставке (30% от таможенной стоимости товаров).

Ответственность перед таможенными органами за взимание таможен­ных платежей при выдаче международных почтовых отправлений несет объект почтовой связи, производящий выдачу таких отправлений.

Юридические лица могут получать пересылаемые в международных почтовых отправлениях товары, общая стоимость которых в эквивалент­ном выражении не превышает 100 евро включительно, к которым не при­меняются меры экономической политики и в отношении которых не взимаются таможенные  пошлины и налоги на основании письменного заявления   составленного в произвольной форме , в котором в обязательном порядке должны быть отражены сведения о лице, перемещающим товары, о делоранте, о товарах, ( включая их код, наименование, количество и стоимость) а также о таможенном режиме , под которой помещается данные товары. Все остальные товары, получаемые юридическими лицами в почтовых отправлениях , должны декларироваться  путем представления в таможенный орган ГТД и её электронной копии при условия соблюдения мер экономической политики и уплаты таможенных платежей в соответствии с избранным таможенным режимом.

О L-BRO Admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.