Таможенно-тарифное регулирование и взимание таможенных платежей в Республики Таджикистан

1. Понятие и правовая основа таможеннотарифного регулирования в Республики Таджикистан

Под таможенно-тарифный регулированиемследует понимать совокуп­ность организационных, экономических (тарифных) и административных (нетарифных) мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в Республике Таджикистан, которые так или иначе призваны способствовать защите национальных производителей на внутреннем рын­ке, регулировать структуру экспорта и импорта товаров, а также обеспечи­вать источник пополнения доходной части республиканского бюджета.

Правовую основу таможенно-тарифного регулирования составляют в первую очередь ТК РТ, Закон «О таможенном тарифе», а также система подзаконных нормативно-правовых актов по таможенно-тарифному регули­рованию, издаваемых Президентом РТ, Правительством РТ и ГТС  Таджикистана. Административные меры в системе таможенно-тарифного регулирования по своей природе, казалось бы, противоречат провозглашенной в нашей стране свободе внешнеэкономической деятельности. Однако это не совсем так. Под тарифным регулированиемв таможенном праве понимают такие меры государственного воздействия на внешнеэкономические связи страны, которые основаны на использовании ценового фактора влияния на внешне­торговый оборот. Такое влияние осуществляется посредством установления и взимания таможенных пошлин и иных таможенных платежей при переме­щении товаров и транспортных средств через таможенную границу.

          2. Понятие, основные цели и элементы таможенного тарифа

Нормативный документ, содержащий систематизированный перечень товаров с указанием ставок таможенных пошлин, взимаемых при переме­щении товаров через границу, называется таможенным тарифом. Вопро­сы формирования и применения таможенного тарифа в Таджикистане регулиру­ются в настоящее время нормами Закона «О таможенном тарифе».от 4 ноября 1995.

Основные цели таможенного тарифа сводятся:

  1. к рационализации товарной структуры ввоза иностранных товаров в нашу страну;
  2. поддержанию рационального соотношения вывоза товаров и их вво­за, соотношения валютных доходов и расходов на территории Таджикистана;
  3. созданию условий для прогрессивных изменений в структуре произ­водства и потребления товаров с целью защиты экономики Таджикистана от небла­гоприятного воздействия на нее иностранной конкуренции и обеспечения условий для эффективной интеграции страны в мировую экономику.

.’•Элементами таможенного тарифа являются: таможенные пошлины, их виды и ставки, система группировки товаров, таможенная стоимость това­ров и методы ее определения, тарифные льготы, преференции и привилегии.

Таможенная пошлина — это обязательный взнос (платеж), взимаемый таможенными органами при ввозе товаров на таможенную территорию страны или при их вывозе с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза. Уплата таможенной пошлины носит обязательный характер и обеспечивается мерами государственного прину­ждения.

Ставка таможенной пошлины — это указанный в таможенном тарифе .      .

денежный размер платежа, подлежащий взиманию таможенными органа­ми за конкретный товар, ввозимый на таможенную территорию Таджикистана или вывозимый с ее таможенной территории. Ставки таможенных пошлин оп­ределяются Правительством РТ, являются едиными и не подлежат измене­нию в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную гра­ницу, видов сделок”!! каких-либо других факторов..

В зависимости от способа их исчисления различаются следующие виды ставок таможенных пошлин:

  • адвалорные, исчисляемые в процентах к таможенной стоимости товаров, облагаемых таможенной пошлиной;
  • специфические, начисляемые в установленном размере за едини­цу товаров, облагаемых таможенной пошлиной;
  • комбинированные, сочетающие оба вышеназванных вида исчис­ления размера таможенной пошлины.

Система группировки товаров — это распределение товаров по опреде­ленным группам в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэконо­мической деятельности СНГ, разработанной на основе общемировой прак­тики классификации товаров.

Таможенная стоимость товара — это цена сделки, фактически упла­ченная за товар на момент пересечения им таможенной границы РТ.

Тарифные льготы — это льготы, предоставляемые в форме возврата ра­нее уплаченной таможенной  пошлины, в форме освобождения от уплаты пошлины, снижения ставки таможенной пошлины либо в форме установления тарифных льгот на преференциальный ввоз (вывоз) товаров. Поря­док предоставления тарифных льгот определяется Правительством РТ.

Тарифные преференции — это специальные преимущества, предостав­ляемые при обложении таможенными пошлинами всех или нескольких ви­дов товаров отдельных стран и не распространяющиеся на аналогичные то­вары других стран. Тарифные преференции устанавливаются, как правило, в отношении товаров либо происходящих из стран, образующих вместе  зону свободной торговли (таможенный союз), либо происходя­щих из развивающихся стран, таких, как, например, страны Африки и Ла­тинской Америки.

Таможенные привилегииэто преимущества, предоставляемые опре­деленным физическим либо должностным лицам при перемещении ими через таможенную границу Таджикистана товаров, транспортных средств, ценно­стей, личных вещей и других предметов. Проявляются они в виде освобож­дения от уплаты таможенных пошлин или других подлежащих взысканию таможенных платежей либо в виде упрощения процедуры пропуска через таможенную границу товаров и иных предметов, а в ряде случаев — в виде полного освобождения от определенных форм таможенного контроля.

         3. Таможенная стоимость товара и методы ее определения

Под таможенной стоимостью товарав таможенном праве понимает­ся цена сделки, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товар на момент пересечения им таможенной границы Республика Таджикистан.

Методика определения таможенной стоимости товаров в  таможенном законодательстве построена в соответствии с общемировой практикой и определена в разделе IV Закона «О таможенном тарифе». Эта методика применяется в отношении ввозимых в Таджикистан товаров. Порядок определения таможенной стоимости вывозимых товаров устанавливается Правительством РТ.

В качестве базы для начисления таможенных платежей при вывозе това­ров из нашей станы используется цена сделки, т. е. цена, фактически упла­ченная или подлежащая уплате при продаже товаров на экспорт. В таможен­ную стоимость вывозимых из РТ товаров помимо этого включаются:

  1. комиссионные и брокерские вознаграждения;
  2. стоимость контейнеров и другой многооборотной тары, если она рас­сматривается по как единое целое с товарами;
  3. стоимость упаковки и работ по упаковке;
  4. стоимость товаров и услуг, бесплатно или по сниженным ценам пре­доставляемых покупателем продавцу для производства экспортируемых им товаров;
  5. лицензионные и иные платежи, если это предусмотрено условиями покупки вывозимых  товаров;
  6. поступающая продавцу прямо или косвенно часть дохода от после­дующих перепродаж вывозимого товара;
  7. все налоги, за исключением таможенных платежей, взимаемые на та­моженной территории Таджикистана, если они не подлежат компенсации продав­цу при вывозе товаров.

Теперь о методике определения таможенной стоимости ввозимых в Республику Таджикистан товаров.

Определение таможенной стоимости обязательно для всех ввозимых товаров, за исключением следующих случаев, когда:

  • стоимость ввозимых товаров не превышает установленного зако­нодательством уровня;
  • ввозимые товары освобождаются от уплаты пошлин в рамках та­моженного режима, в соответствии с которым они ввозятся;
  • товары ввозятся физическими лицами не для коммерческих це­лей в пределах установленной нормами таможенного законодательства стоимости.

Для определения таможенной стоимости ввозимых в Таджикистан товаров используется один из следующих шести методов.

Первый метод (основной) — по цене сделки с ввозимыми товарами.

В соответствии с этим методом таможенной стоимостью считается цена сделки, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товар на момент пересечения им таможенной границы Республики Таджикистан. При этом к ней добавляются следующие элементы (если они не были включены в цену ранее по условиям контракта):

  • расходы по доставке товара до места его ввоза на территорию Таджикистана (фрахт, страховки, расходы по погрузке и выгрузке и ряд других);
  • расходы покупателя (например, на упаковку);
  • часть стоимости тех товаров (сырья, оборудования и пр.) и услуг, которые бесплатно или по сниженным ценам были предоставлены импор­тером для производства или продажи ввозимых им товаров;
  • платежи за использование объектов интеллектуальной собствен­ности, которые импортер должен осуществить по условиям договора;
  • прямой или косвенный доход экспортера от дальнейшей перепро­дажи товаров на территории Таджикистан.

Второй метод — по цене сделки с идентичными товарами. В соответ­ствии с этим методом таможенной стоимостью считается цена сделки с то­варами, по своим физическим характеристикам, качеству и репутации на рынке, производителю и стране происхождения одинаковыми с ввозимыми (при условии, что эти товары были ввезены в Таджикистан не ранее чем за 90 дней до ввоза оцениваемых товаров). При выяснении нескольких цен сделки с идентичными товарами за основу выбирается наименьшая.

Третий метод — по цене сделки с однородными  товарами

При использовании этого метода порядок определения таможенной стоимости аналогичен используемому в предыдущем методе с той лишь разницей, что выбираемые в качестве базы товары должны иметь сходные характеристики с оцениваемыми, но могут происходить от разных произ­водителей.

Четвертый метод — на основе вычитания стоимости. При использо­вании данного метода таможенная стоимость определяется следующим об­разом: от цены продажи на территории Таджикистана идентичных или однород­ных товаров вычитаются комиссионные вознаграждения, обычные надбав­ки на прибыль и общие расходы по продаже, транспортные и страховые расходы, понесенные владельцами таких товаров внутри таджикской тер­ритории, а также суммы ввозных таможенных пошлин.

Пятый метод — на основе сложения стоимости. Данный метод позво­ляет определить таможенную стоимость товаров путем сложения средних производственных издержек экспортера, общих затрат, связанных с прода­жей товаров в РТ из страны экспортера, и прибыли, обычно получае­мой экспортером от поставки товаров.

И наконец,шестой леиодименуемый резервным методом. Этот метод позволяет определить таможенную стоимость ввозимых в Таджикистан товаров с учетом мировой таможенной практики на основе предоставляемой тамо­женным органом информации о ценах на товары и услуги. В качестве осно­вы для определения таможенной стоимости товара по резервному методу не могут быть использованы:

а)   цена на внутреннем рынке Республики Таджикистан на товары, произ­веденные в Таджикистан;

б)   наивысшая из двух альтернативных стоимостей в системе, допускаю­
щей их принятие для таможенных целей;

в) цена товара, поставляемого из страны его вывоза в третьи страны;

г)   произвольно установленная или достоверно не подтвержденная цена.

Декларант самостоятельно выбирает метод расчета таможенной стои­мости товаров в зависимости от условий каждого метода и несет полную ответственность за правильность выбора используемого им метода и дос­товерность указываемой информации. При этом, осуществляя оценку товаров в таможенных целях, всегда надлежит идти от первого метода к шесто­му. Иными словами, при наличии предпосылок для оценки стоимости това­ров по цене сделки с ввозимыми товарами не допускается использование других методов ее определения и т. д.

4. Понятие и виды таможенных платежей

Одним из элементов деятельности таможенных  органов Республики Таджикистан является пополнение  бюджета за счет взимания таможенных платежей с товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу.

Таможенные платежи — это таможенная пошлина, налоги, таможен­ные сборы, сборы за выдачу разрешений, плата и другие платежи, взимае­мые в установленном порядке таможенными органами Республики Таджикистан. Это законодательно закрепленное понятие содержится в ТК РТст 304 -341. Пред­ставляется, что определять его можно и несколько проще — как платежи, взимание которых в соответствии с действующим законодательством отне­сено к компетенции таможенных органов.

Действующим ТК РТ предусмотрены следующие виды таможенных платежей:гл 41                                                      

1) таможенная пошлина;

  • налог на добавленную стоимость;
  • акцизы;
  • сборы за выдачу разрешений таможенными органами и сборы за во­зобновление действия этих разрешений;
  • сборы за выдачу квалификационного аттестата специалиста по тамо­женному оформлению и возобновление действия аттестата;
  • таможенные сборы за таможенное оформление;
  • таможенные сборы за хранение товаров;
  • таможенные сборы за таможенное сопровождение товаров;
  • плата за информирование и консультирование;
  1. плата за принятие предварительного решения;
  2. сбор за включение таможенных перевозчиков, таможенных броке­ров, банков и иных кредитных учреждений в соответствующие реестры ГТС Таджикистана;
  3. плата за участие в таможенных аукционах.

Поскольку в ТК РТ имеется упоминание о том, что приведенный в нем перечень таможенных платежей является исчерпывающим, то отнесение ряда иных платежей к категории таможенных возможно только при усло­вии внесения соответствующих дополнений в ТК РТ.гл 41.

5. Таможенная пошлина, ее виды и функции

Таможенная пошлина — это обязательный взнос (платеж), взимаемый таможенными органами при ввозе товаров на таможенную территорию страны или при их вывозе с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза. Уплата таможенной пошлины носит обязательный характер и обеспечивается мерами государственного прину­ждения.

В мировой практике таможенные пошлины в зависимости от направ­ленности перемещения товаров подразделяются на импортные (ввозные),экспортные (вывозные) и транзитные.

Основную часть таможенных пошлин практически во всем мире (и Таджикистан здесь не исключение) составляют импортные пошлины. Основная их задача в нашей стране — защита национальных производителей от небла­гоприятного воздействия иностранной конкуренции, рационализация структуры ввозимых в Таджикистан иностранных товаров и пополнение доход­ной части Таджикского бюджета.

Экспортные пошлины служат в основном для ограничения вывоза за пределы страны товаров и сырья, необходимых для ее национальной эконо­мики, а уж потом — также для пополнения доходной части бюджета.

Транзитные пошлины, которые в настоящее время практически нигде, в том числе и в Таджикистане, не используются, взимаются с товаров, провозимых через таможенную территорию страны транзитом в другие страны, и служат, как правило, неким регулятором сдерживания транзитных грузопотоков.

По способу исчисления таможенные пошлины подразделяются на адва­лорные, специфические и комбинированные. Адвалорные исчисляются в процентах от таможенной стоимости товаров, специфические исчисля­ются в установленном размере за единицу товаров (например, 10 евро за 1 кг или 0,8 евро за 1 куб. см рабочего объема двигателя и пр.), а комбини­рованные сочетают в себе как первые, так и вторые (например, 0,8 евро за куб. см рабочего объема двигателя, но не менее 30% от таможенной стои­мости).

Ставки таможенных пошлин могут быть дифференцированы также в за­висимости от кода товара по ТН ВЭД СНГ и страны его происхождения. Так, например, к товарам, ввозимым из стран, которым Таджикистан в торгово-политическом отношении предоставляет режим наибольшего благопри­ятствования, применяются так называемые базовые (или предельные) ставки таможенных пошлин. В отношении товаров, происходящих из так называемых развивающихся стран, действуют преференциальные ставки таможенных пошлин, размер которых составляет 75% от базовых ставок.

В отдельную группу принято выделять так называемые особые виды та­моженных пошлин, применяемых с целью защиты внутреннего рынка от импорта определенного вида товара или видов товаров. К ним относятся специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины.

Специальные пошлины используются либо в качестве защитной меры от ввоза в РТ товаров в количестве и на условиях, способных нанести не­поправимый ущерб таджикским производителям подобных товаров, либо в качестве ответной меры на дискриминационные действия в отношении Таджикистана со стороны других государств или их союзов.

Антидемпинговые пошлины предназначены для защиты внутреннего рынка Таджикистана от импорта в нее товаров по демпинговым ценам, т. е. когда экспорт таких товаров и их реализация в нашей стране осуществляются по более низким ценам, чем на внутреннем рынке страны-производителя.

Компенсационные пошлины применяются к ввозимым на таможенную территорию Таджикистан товарам, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались государственные субсидии. Необходимость таких пошлин обусловлена тем, что применение субсидий приводит к ис­кусственному снижению затрат на производство товаров и, следовательно, к снижению цен на них при экспорте (в том числе и в нашу страну).

Таможенная пошлина относится к числу ценовых категорий. Это требу­ет индивидуального подхода к обоснованию пошлин по каждому конкрет­ному виду товаров и координации их с национальными и мировыми из­держками цен, учета параметров потребительских свойств и качества това­ров и т. п. Исходя из этого функции таможенных пошлин носят фискальный и регулятивный характер.

Фискальная функция таможенных пошлин состоит в пополнении таджикского бюджета, а регулятивная функция, в свою очередь, проявляется:

  • либо как стабилизирующая (когда посредством таможенных по­шлин выравниваются условия конкуренции для товаров импортных и това­ров отечественного производства и тем самым не создаются преимущества ни для тех, на для других);
  • либо как протекционистская (когда посредством таможенных по­шлин ограничивается доступ импортных товаров на отечественный рынок, а при высоком уровне пошлинного барьера—и фактический запрет на их ввоз);
  • либо как стимулирующая (когда ставки таможенных пошлин уста­навливаются ниже разницы между национальными и мировыми ценами и тем самым создаются широкие возможности (стимул) для импорта товаров).       

6. Порядок исчисления и уплаты таможенных платежей

Основой для исчисления таможенной пошлины, акцизов и таможенных сборов является таможенная стоимость товаров и транспортных средств, определяемая в соответствии с Законом «О таможенном тарифе».

Основой для исчисления налога на добавленную стоимость является та­моженная стоимость товаров, к которой добавляется таможенная пошлина, а по подакцизным товарам — также и сумма акциза.

Порядок уплаты таможенных платежей регулируется нормами ТК РТ гл 41  и принятыми в соответствии с ними подзаконными нормативно-правовы­ми актами.

Плательщиками таможенных платежей по общему правилу могут быть любые заинтересованные в этом лица. В то же время в зависимости от кон­кретной ситуации (например, от того, где находятся товары, в отношении которых необходимо уплатить таможенные платежи) законодательство вы­деляет ряд лиц, ответственных за их уплату. Так, например, перевозчик от­вечает за уплату таможенных платежей до момента  помещения товаров и транспортных средств, ввозимых на таможенную территорию Таджикистана, на

склад временного хранения. Ответственность за уплату таможенных пла­тежей в отношении товаров и транспортных средств, находящихся на скла­де временного хранения, несет владелец этого склада, за исключением слу­чаев, когда владельцем такого склада является таможенный орган. Ответст­венность за уплату таможенных платежей при этом возлагается на лицо, поместившее товары на склад (а при его отсутствии — на собственника или владельца таких товаров). При производстве таможенного оформления от­ветственность за уплату таможенных платежей лежит на декларанте, а если лицо, перемещающее эти товары, не является декларантом, то оно несет со­лидарную с ним ответственность. За уплату таможенных сборов за выдачу разрешений, квалификационных аттестатов, за принятие предварительно­го решения, за информирование и консультирование и другие услуги ответ­ственность несут лица, которым таможенными органами соответственно выдаются разрешения, квалификационные аттестаты либо оказываются ка­кие-либо услуги.

Таможенные платежи в зависимости от их вида могут уплачиваться как в валюте Республики Таджикистан (т. е. в таджикских рублях), так и в ино­странных валютах, курсы которых котируются Центральным банком РТ. По общему правилу уплата денежных сумм по одному виду таможенного плате­жа должна осуществляться одним видом валюты. Исключение из этого пра­вила возможно только с разрешения таможенного органа, производящего та­моженное оформление. При этом пересчет иностранной валюты в валюту Республики Таджикистан при уплате таможенных пошлин, налога на добав­ленную стоимость, акцизов, платежей, взимаемых по единым ставкам, и сбо­ров за таможенное оформление производится по курсу Центрального банка РТ, действующему на день принятия таможенным органом таможенной дек­ларации, а при уплате всех остальных таможенных платежей — по курсу, действующему на день установленного срока их уплаты.

Сроки уплаты таможенных платежей устанавливаются для каждого вида таможенных платежей. По общему правилу в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу, тамо­женные платежи уплачиваются либо до принятия, либо одновременно с принятием таможенной декларации.

При перемещении товаров физическими лицами не для коммерческих целей таможенные платежи подлежат уплате одновременно с принятием таможенным органом таможенной декларации, потому что такие товары перемещаются через границу не по договорам международной купли-про­дажи, и заранее посчитать размеры таможенных платежей не представляет­ся возможным, поскольку неизвестны ни их количество, ни номенклатура, ни стоимость, ни прочие параметры.

В ряде случаев ТК РТст 340 по уплате таможенных платежей предусматрива­ет возможность предоставления отсрочки (т. е. продления  предельного срока их уплаты) либо рассрочки (т.е установление периода времени, в течение которого причитающиеся к уплате таможенные платежи должны быть выплачены частями). Такие случаи обозначены законодателем как исклю­чительные и касаются они, как правило, поставок товаров в Таджикистан круп­ными партиями, суммы таможенных платежей по которым весьма велики.

Предельный срок предоставления отсрочки или рассрочки по уплате та­моженных платежей не может превышать двух месяцев со дня принятия та­моженным органом таможенной декларации. За полученную отсрочку или рассрочку уплачиваются проценты по ставкам, устанавливаемым Цен­тральным банком РТ по предоставляемым им кредитам. Кроме этого при­нимаются необходимые меры по обеспечению уплаты таможенных плате­жей, к каковым, в частности, относятся внесение на депозитный счет тамо­женного органа причитающихся к уплате сумм таможенных платежей; пре­доставление гарантии банка либо иной кредитной организации; залог това­ров и транспортных средств.

Таможенные платежи подлежат уплате таможенному органу, произво­дящему таможенное оформление или на складах которого происходит хра­нение товаров, либо таможенному органу, осуществляющему информиро­вание, консультирование, принятие предварительного решения и т. д. В от­ношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлени­ях, таможенные платежи уплачиваются государственному предприятию связи, которое в дальнейшем должно перечислить их на счета таможенных органов.

В случае неуплаты плательщиком в установленный срок причитающих­ся к уплате сумм таможенных платежей ТК РТ гл 41 предусмотрена возмож­ность их взыскания в бесспорном порядке. Бесспорный порядок взыскания неуплаченных таможенных платежей установлен независимо от времени обнаружения факта неуплаты (за исключением взыскания платежей с физи­ческих лиц, перемещающих товары через таможенную границу не для ком­мерческих целей, с которых взыскание производится в судебном порядке). В случае отсутствия у плательщика денежных средств на счетах в банках и иных кредитных учреждениях таможенные органы вправе обратить взы­скание на его имущество.

Излишне уплаченные (например, в результате изменения ставок) либо излишне взысканные таможенные платежи в течение года с момента их уп­латы или взыскания подлежат возврату по требованию лица, которым они были уплачены или с которого они были взысканы.

           7. Обеспечение уплаты таможенных платежей

Способы обеспечения уплаты таможенных платежей — это специаль­ные меры имущественного характера, стимулирующие уплату таможен­ных платежей в надлежащем порядке путем установления дополнительных гарантий.    

К трем видам обеспечения уплаты таможенных платежей, перечислен­ным в прежней редакции ТК РТ гл 42 (залог товаров, транспортных средств; банковская гарантия или гарантия иной кредитной организации; внесение на депозит подлежащих уплате сумм таможенных платежей), добавился еще один — применение страхования в случаях, предусмотренных ТК РТ.  новой редакции ТК РТ является также возможность внесения в качестве залога не только товаров и транспортных средств, но и иного имущества.

Лицо, от которого требуется предоставить обеспечение уплаты тамо­женных платежей, вправе использовать любой из четырех способов, кото­рый является наиболее приемлемым и для этого лица, и для таможенного органа.

В отдельных случаях таможенные органы вправе своими нормативны­ми правовыми актами ограничивать применение способов обеспечения уп­латы таможенных платежей.

ТК РТ впервые устанавливает предельный срок возврата обеспечения уплаты таможенных платежей — две недели после исполнения обяза­тельств, в соответствии с которыми было внесено такое обеспечение.

Залог может использоваться в качестве средства обеспечения уплаты та­моженных платежей:

а) при предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты некоторых таможенных платежей (таможенной пошлины, НДС);

б) использовании отдельных таможенных режимов: транзита, времен­ного ввоза (вывоза), переработки вне таможенной территории и реэкспорта
в случаях, когда соблюдение законодательства о таможенном деле не может
быть обеспечено иными мерами. Залог может использоваться и для обеспечения взыскания штрафа или стоимости товаров и транспортных средств при совершении нарушений таможенных правил.

Предметом залога, используемого в таможенном деле, могут быть това­ры, в том числе валюта, валютные ценности, ценные бумаги, а также авто­транспортные средства.

Не принимаются таможенными органами в качестве залога:

электрическая, тепловая и иные виды энергии;

предприятия, здания, строения, сооружения, земельные участки, космические объекты;

имущество, уже заложенное для обеспечения иного обязательст­ва, а также имущество, обремененное иными предшествующими обяза­тельствами в пользу третьих лиц; имущественные права;

товары и транспортные средства, запрещенные к ввозу в РТ вывозу из имущество РТ, находящееся за пределами Республики Таджикистан;

товары и транспортные средства, возможности реализации кото­рых таможенными органами ограничены;

товары и транспортные средства в обороте и переработке, за ис­ключением товаров и транспортных средств, помещенных под таможен­ные режимы переработки;

скоропортящиеся товары;

предметы, постоянный контроль за местонахождением и исполь­зованием которых конкретный таможенный орган не может обеспечить;

продукция и отходы производства, свободная реализация кото­рых запрещена.

Предметом залога не могут быть требования, носящие личный харак­тер, иные требования, залог которых запрещен законом, а также имущест­во, которое не может быть отчуждено залогодателем (в частности, имуще­ство, находящееся в общей собственности, — без согласия всех собствен­ников и т. п.).

Предметом залога, обеспечивающего уплату таможенных платежей, могут служить товары и транспортные средства, свободная (рыночная) цена которых не ниже причитающихся к уплате сумм:

таможенной пошлины, налогов, взимание которых возложено на таможенные органы;

таможенных сборов за таможенное оформление;

максимальных сумм таможенных сборов за хранение и (или) та­моженное Сопровождение товаров (если такое хранение и (или) сопровож­дение имело или имеет место);

процентов с указанных сумм по ставкам, устанавливаемым Бан­ком Таджикистана по предоставленным этим банком кредитам;

— 15% от стоимости товаров и транспортных средств на покрытие
возможных издержек по содержанию предмета залога и расходов по его об­
ращению в собственность государства в случае неисполнения обязательств
перед таможенными органами и в связи с последующей реализацией.

Решение о возможности применения в качестве обеспечения уплаты та­моженных платежей залога товаров и транспортных средств принимается начальником таможенного органа.

Банковская гарантия как способ обеспечения обязательств получила широкое распространение в современной таможенной практике. Объясня­ется это прежде всего высокой надежностью и быстротой реализации дан­ного вида обеспечения уплаты таможенных платежей.

По гражданскому законодательству Республики Таджикистан в силу бан­ковской гарантии банк или иное кредитное учреждение, страховая органи­зация (гарант) дают по просьбе другого лица (принципала) письменное обязательство уплатить кредитору принципала (бенефициару) в соответст­вии с условиями даваемого гарантом обязательства денежную сумму по представлению бенефициаром письменного требования о ее уплате. Банковская гарантия обеспечивает надлежащее исполнение принципалом его обязательства перед бенефициаром (основного обязательства).

Плательщик таможенных налогов применительно к банковской гаран­тии является принципалом, а бенефициаром — таможенный орган. Круг гарантов ограничивается банками и иными кредитными учреждениями.

В качестве обеспечения уплаты таможенных платежей может использо­ваться гарантия банка и иного кредитного учреждения, получившего ли­цензию Банка Таджикистана  на проведение операций в иностранной валюте. Ука­занные банки и иные кредитные учреждения включаются по их заявлению в реестр, который ведет ГТС Таджикистана.

По разрешению ГТС Таджикистана принимаются банковские гарантии от бан­ков и страховых организаций, не включенных в реестр, при условии пре­доставления ими гарантии банка или страховой организации, включенных в реестр, либо иного ликвидного обеспечения. Таможенные органы Республики Таджикистан:

а) принимают банковские гарантии при условии, если:

  • банк (филиал банка) или иная организация включены в реестр;
  • сумма одной банковской гарантии не превышает максимально до­пустимую сумму, установленную ГТС Таджикистана для данного банка или иной организации;
  • имеется письменное разрешение ГТС Таджикистана на принятие банков­ской гарантии, сумма которой превышает максимально допустимую сумму, установленную ГТС Таджикистана;

б) контролируют выполнение обязательств, обеспеченных принятыми
банковскими гарантиями, а также принимают необходимые меры по взы­сканию денежных средств в соответствии с условиями банковских гаран­тий и требованиями законодательства Республики Таджикистан в случае не­ исполнения либо ненадлежащего исполнения гарантами таких обяза­тельств.

Порядок внесения на депозит сумм таможенных платежей, подлежа­щих уплате, регулируется ТК РТ и приказом ГТС Таджикистана. «О внесении на депозит причитающихся сумм для обеспечения та­моженных платежей».

Депозитные платежи — это денежные средства, которые вносятся пла­тельщиком на счет таможенного органа в качестве обеспечения уплаты та­моженных платежей. При этом в случаях, предусмотренных ТК РТ (при применении режимов переработки на таможенной территории, переработ­ки вне таможенной территории, реэкспорте, транзите, при применении от­срочки и рассрочки таможенных платежей), плательщиком на счет  тамо­женного органа вносится сумма (в качестве депозита), которая подлежала Таджикская  газета..

бы уплате, если товары были бы выпущены для внутреннего потребления либо вывезены в соответствии с режимом экспорта. Внесение денежных средств на депозит в отношении доставляемых това­ров должно производиться не позднее 10 календарных дней до предполагае­мого дня фактического пересечения товарами таможенной границы Таджикистана.

Внесение плательщиком денежных средств обеспечения уплаты тамо­женных платежей применительно к транзитным товарам производится на депозит таможенного органа отправления до момента фактического пере­сечения транзитными товарами таджикской таможенной границы.

Денежные средства в отношении товаров, помещаемых под конкретный таможенный режим, вносятся на депозит одновременно с помещением этих товаров под заявленный режим.

Депозит может вноситься в валюте Республики Таджикистана  или в ино­странной валюте, курс которой котируется Центральным банком РТ, по выбору плательщика. Не допускается внесение суммы обеспечения за одну товарную партию в различных валютах.

Платежное поручение о внесении депозитных платежей представляется плательщиком на каждую товарную партию отдельно.

Депозит может быть внесен плательщиком на счет таможенного органа в пользу третьего лица.

За время хранения сумм депозита на счете таможенного органа процен­ты на такие суммы не начисляются и не производится индексация внесен­ных сумм.

Денежными средствами, находящимися на депозите таможенного орга­на, плательщик не может распоряжаться до завершения таможенного оформления. Исключение составляет ситуация, возникающая при отказе от ввоза товаров на таджикскую  таможенную территорию.

Депозит может быть использован при таможенном оформлении товаров для уплаты таможенных платежей, пеней. Днем уплаты таможенных плате­жей в этом случае будет являться день принятия таможенным органом та­моженной декларации, к которой должны быть приложены следующие до­кументы: письменное заявление плательщика об использовании депозита для уплаты таможенных платежей, пеней; документы, подтверждающие завершение выполнения обязательства, которое обеспечивалось внесением депозита на счет таможенного органа. В случаях, когда депозит был внесен на счет одного таможенного органа, а таможенное оформление этих това­ров проводит другой таможенный орган, использование депозита для упла­ты таможенных платежей и пеней производится только по решению ГТСТаджикистана.

В случае внесения депозита в иностранной валюте пересчет иностран­ной валюты в валюту Республика Таджикистан производится по курсу, дейст­вующему на день принятия таможенной декларации.

Депозит может быть использован для обеспечения по другим обязатель­ствам, зачтен в счет уплаты будущих таможенных платежей либо возвра­щен плательщику в случае выполнения перед таможенными органами пла­тельщиком обеспеченного депозитом обязательства. Решение об этом при­нимается тем таможенным органом, на счет которого был внесен депозит, не позднее месяца со дня получения письменного заявления плательщика, содержащего просьбу о зачете депозита в счет будущих таможенных плате­жей, его использовании в счет обеспечения по другим обязательствам или его возврате. Заявление должно быть подано в таможенный орган не позд­нее трех лет со дня выполнения плательщиком обеспеченного депозитом обязательства. Если плательщик вносил депозит в пользу третьего лица, то требуется письменное согласие плательщика.

Заявление о возврате депозитных средств принимается только при на­личии копии платежного документа, имеющего отметку о поступлении де­нежных средств на счет таможенного органа.

По таможенному законодательству зачет депозита в счет уплаты буду­щих таможенных платежей либо его использование в счет обеспечения по другим обязательствам плательщика или его возврат осуществляется в ва­люте платежа.

Возврат депозита наличными деньгами не производится, а комиссион­ное вознаграждение банков-посредников выплачивается за счет переводи­мых средств.

Таможенные органы обязаны в десятидневный срок информировать на­логовые органы по месту учета плательщика обо всех случаях возврата плательщику депозита.

В случае невыполнения плательщиком обеспеченного депозитом обяза­тельства перед таможенными органами таможенный орган, на счет которо­го был внесен депозит, со дня после истечения срока выполнения такого обязательства принимает меры по перечислению денежных средств, вне­сенных в качестве депозита  бюджет. Перечисление депози­та производится в течение семи календарных дней со дня принятия реше­ния таможенным органом.

8. Меры нетарифного регулирования внешнеэкономической

деятельности

Регулирование внешнеэкономической деятельности во всех странах мира основывается на сочетании мер тарифного (экономического) и нета­рифного (административного) регулирования.

Меры нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельно­сти это применяемые таможенными и иными органами государствен­ной власти с целью защиты внутреннего рынка от нежелательной конку­ренции иностранных товаров меры административного характера, которые используются в качестве инструмента обеспечения жесткого государствен­ного контроля за внешнеторговыми операциями, а также для получения торгово-политических уступок от стран — торговых партнеров Таджикистана и содействуют развитию национального производства товаров.

Применяемые в настоящее время в Таджикистане  меры нетарифного регулиро­вания внешней торговли включают в себя:

  • запрет на ввоз и вывоз определенных товаров;
  • квотирование и лицензирование экспорта и импорта;
  • разрешительную систему ввоза и вывоза отдельных товаров;
  • сертификацию некоторых товаров на безопасность и соответст­вие существующим государственным стандартам;
  • процедуру экспортного контроля;
  • процедуру декларирования товаров.

Запрет на ввоз и вывоз определенных товаров устанавливается исходя из соображений государственной безопасности, защиты общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, защиты художественного, исторического и археологического достояния народов Таджикистана и зарубежных стран, в том числе объектов интеллектуальной собст­венности, защиты таджикского потребителей ввозимых товаров и других интересов таджикского государства.

В соответствии с действующим таджикским законодательством запре­щены к вывозу из Таджикистана:

  1. оружие огнестрельное всех видов и боеприпасы к нему, холодное оружие всех видов, воинское снаряжение;
  2. наркотические, психотропные, радиоактивные, взрывчатые, ядови­тые, легковоспламеняющиеся и другие опасные вещества;
  3. таджикская и иностранная валюта сверх установленных сумм, иные валютные ценности (ценные бумаги в иностранной валюте, драгоценные металлы, природные драгоценные камни);
  4. облигации государственных займов и лотерейные билеты Таджикский аннулированные ценные бумаги;
  5. печатные и аудиовизуальные материалы, а также иная изобразитель­ная продукция, могущая причинить вред интересам государства, а также правам граждан;
  6. камнесамоцветное сырье, минералы, горная порода и т. п. (за исклю­чением сувениров, продаваемых в розничной торговой сети);
  7. представители флоры и фауны, занесенные в Красную книгу;
  8. непроявленные фоточувствительные материалы;
  9. произведения искусства и другие предметы, представляющие худо­жественную, историческую, научную или иную культурную ценность.

К ввозу в Таджикистан запрещены товары, указанные выше в гл 54 ТК РТ п.  2, 5,  а также таджикская  валюта сверх установленных норм, средства цветного копирования, передающие и приемо-передающие устройства любой мощности (за исключением некоторых моделей радиотелефонов фирмы «Panasonic»), сырье, продукты животного и растительного происхождения, колбаса домашнего изготовления, молочные и рыбные продукты, семена и посадочный материал, медикаменты и витаминные препараты.

Запрет на перемещение через таможенную границу указанных товаров не является абсолютным, и такое перемещение в ряде случаев возможно с разрешения соответствующих государственных органов.

Наиболее распространенными мерами нетарифного регулирования яв­ляются квотирование и лицензирование— меры количественного ограни­чения экспортно-импортных операций. Цель этих мер состоит в том, чтобы ограничить импорт или экспорт любого конкретного товара либо во все страны (или изо всех стран), либо в конкретные отдельно взятые страны (или в некоторые из них). Эти меры часто связаны между собой. В частно­сти, лицензирование используется как механизм распределения квоты пу­тем выдачи лицензий конкретным импортерам до ее исчерпания. Квоты — это количественные ограничения, устанавливающие максимальный объем или стоимость перемещаемых через таможенную границу товаров.

Квотирование импорта подразумевает использование индивидуальных, тарифных, сезонных, глобальных и других ограничений поставок в страну импортных товаров.

Система выдачи разрешений на ввоз в страну или вывоз из нее отдель­ных товаров является более либеральной (по сравнению с лицензировани­ем) мерой нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности и ос­нована на получении разрешения на перемещение через таможенную гра­ницу товаров в соответствующих министерствах и ведомствах, контроли­рующих оборот в стране этих товаров. Приведем ряд примеров.

В Таджикистане действует единый режим экспортно-импортных операций с лекарственными средствами на основе соответствующих разрешений, выдаваемых Министерством здравоохранения РТ, зарегистрированным на территории Республики Таджикистан хозяйствующим субъектам независимо от их форм собственности без права передачи этих лицензий другим лицам. Экспорт и импорт наркотических средств, психотропных веществ и ядов регламентируется соответствующим утвержденным Правительством РТ положением в строгом соответствии с требованиями действующих конвен­ций ООН. Закупка за границей и ввоз в Таджикистан радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств допускается при наличии соответствующих разрешений Госсвязьнадзора Таджикистана. На перемещение через границу ору­жия невоенного назначения и боеприпасов к нему разрешения выдает Ми­нистерство внутренних дел РТ. Химические средства защиты растений подлежат пропуску через таможенную границу только при представлении в таможенный орган соответствующего разрешения

Министерства сель­ского хозяйства и продовольствия РТ. Внешнеторговый оборот культур­ных ценностей осуществляется по разрешению Министерства культуры

РТ. Существует еще ряд товаров, перемещение которых через таможенную границу требует соответствующего разрешения Государственной инспек­ции по карантину растений РТ, Департамента ветеринарии РТ и других компетентных государственных органов.

Следующей мерой государственного регулирования внешней торговли является сертификация товаров. В настоящее время во всем мире уделяет­ся огромное значение качеству импортируемых товаров. И Таджикистан в этом смысле не исключение. Так, Закон «О защите прав потребителей»’ устанав­ливает права потребителей на приобретение товаров надлежащего качест­ва, безопасных для жизни и здоровья. Закон «О государственном регулиро­вании внешнеторговой деятельности» предъявляет определенные требова­ния к качеству товаров, отмечая, что ввозимые на территорию Таджикистан това­ры должны соответствовать техническим, фармакологическим, санитар­ным, ветеринарным, фитосанитарным и экологическим стандартам и тре­бованиям. Запрещается ввоз в РТ товаров, которые не соответствуют этим требованиям, не имеют сертификатов соответствия и надлежащей маркировки. Таким образом, сертификация — это процедура установления соответствия должным образом идентифицированной продукции нормам и требованиям, действующим в определенном регионе. Сертификация имеет целью повышение качества производимых и импортируемых това­ров, дополнительно гарантирует потребителям качество потребляемых то­варов, соответствие определенным нормам и требованиям, в конечном сче­те повышение качества жизни населения страны.

Процедура экспортного контроля является, пожалуй, самой важной с точки зрения объектов контроля мерой нетарифного регулирования внеш­неэкономической деятельности. Эта процедура касается сферы таджикского экспорта материалов, оборудования и технологий, которые могут быть использованы при создании вооружения и военной техники, химического, бактериологического, ядерного оружия, ракетных средств доставки, т. е. товаров, именуемых товарами двойного назначения.

К мерам нетарифного регулирования можно отнести и процедуру деклари­рования, которая представляет собой заявление декларантом по установлен­ной форме точных сведений о товарах и транспортных средствах, об их тамо­женном режиме и других необходимых для таможенных целей сведений.

О L-BRO Admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.