Особенности фармацевтического рынка России

Фармацевтический рынок – часть рынка потребительских товаров и услуг, где в качестве товаров выступают лекарственные средства и изделия медицинского назначения. Российское лекарственное обеспечение в 2000-2005гг. претерпевало трудности, характерные для государств с экономикой переходного типа: нерациональное использование лекарств, их неудовлетворительное качество, ограниченная доступность для многих потребителей в связи с высокой стоимостью при устойчивом росте заболеваемости по многим классам болезней. Как и вся система национального здравоохранения, российская система лекарственного обеспечения функционировала в условиях недостаточного бюджетного финансирования. Такое положение дел с лекарственным обеспечением напрямую было взаимосвязано с общим состоянием фармацевтической отрасли. Несмотря на значительные ежегодные темпы роста, объем рынка, по-прежнему, оставался мал для страны с таким большим населением. С ростом рынка среднедушевое потребление ЛС в России имело тенденцию к увеличению. В 2001 г. оно составляло 27,5$, в 2005 г. – 58$. (16)

В настоящее время Российский фармацевтический рынок является одним из наиболее динамично развивающихся. По темпам роста он находится на первом месте среди других фармацевтических рынков. По ассортиментным группам Российский рынок состоит из 90% дженериков. Он мало инвестирован. В 2007г. – емкость около 14 млрд.$ (10 место в мире), в 2008г. – 18.4 млрд.$.

Фармацевтический рынок России состоит из двух основных сегментов: коммерческого и государственного.

Коммерческий розничный рынок составляет примерно 70% всего объема фармацевтического рынка России. Более 20% всех аптечных продаж приходится на Москву.

Объем коммерческого рынка готовых ЛС в ценах закупки аптек в апреле 2009 г. упал на 12,6% по сравнению с мартом 2009 г. и составил 18,1 млрд. руб. (с НДС), что на 26% больше, чем в апреле 2009г. За 4 месяца 2009 года по сравнению с аналогичным периодом 2008 года коммерческий рынок лекарств вырос на 33% в рублёвом выражении. Такой подъём в первую очередь обусловлен ростом цен. В апреле темпы роста рынка замедляются. Средняя стоимость упаковки лекарственного препарата на коммерческом рынке России в апреле по сравнению с мартом практически не изменилась и составила 58,27 руб. Структура рынка по ценовым категориям в апреле 2009 года по сравнению с мартом 2009 года изменилась в пользу сегмента препаратов от 500 руб. Наиболее емкими остаются сегменты препаратов с ценой от 50 до 150 руб. за упаковку (27,6% рынка) и от 150 до 500 руб. за упаковку (40,3%). Впервые за последние 2 года сегмент с ценой до 50 рублей практически не изменился по доле (ранее он только падал).

В апреле 2009 года большинство препаратов продающихся на рынке являлись отечественными (65% натурального объема рынка), однако вследствие того, что препараты отечественного производства значительно дешевле импортных, то в стоимостном выражении они занимают 24%. Коммерческий сегмент рынка в апреле 2009 года представлен на 54% рецептурными препаратами и на 46% безрецептурными.

Рейтинг фирм по стоимостному объему продаж возглавляет компания Фармстандарт, на втором месте — Sanofi-Aventis, на третьем месте — Berlin-Chemie /A.Menarini/. Наибольший прирост по сравнению с прошлым годом показала компания Gedeon Richter (+45%).

ТОП торговых наименований ЛС по стоимостному объему аптечных продаж в России по итогам марта 2009 г. возглавляет противовирусный препарат: Арбидол (0,96%); на втором месте Эссенциале (0,87%) и третьем месте Актовегин (0,83%). Объем российского аптечного рынка БАД в стоимостном выражении в апреле по сравнению с мартом упал на 10,7% и составил 1,14 млрд. руб. По сравнению с апрелем 2008 года стоимостный объем текущего периода вырос на 14,1%. Прирост рынка БАД ниже, чем прирост коммерческого сегмента готовых ЛС.

Среди АТС-групп 1-го уровня по объему продаж в стоимостном выражении лидирует группа “Пищеварительный тракт и обмен веществ” (А), составляя пятую часть аптечных продаж. В группу входят препараты – витамины, гепатопротекторы, противодиарейные средства, антациды, противоязвенные ЛС. Наибольший прирост объема продаж (17%) демонстрирует группа “Костно-мышечная система” (М) за счет увеличения продаж препаратов Мовалис, Нимесил, Вольтарен, Кетонал. Уменьшились продажи в группе “Диагностические препараты” (T) (-18%). (37)

На протяжении всего рассматриваемого периода увеличиваются продажи (в стоимостном выражении) препаратов ценовых категорий выше 3 EUR. Это связано с повышением уровня благосостояния потребителей и соответственно со смещением потребительских предпочтений в сторону более дорогих препаратов: за 2008 г. выросли продажи многих препаратов ценовой категории выше 10 EUR, в которую входят оригинальные и инновационные ЛС: Мовалис (прирост продаж 64%), Мексидол (31%), Алфлутоп (51%), Предуктал (15%), Бетасерк (21%), Меридиа (20%). (38)

О Main Aditor

Здравствуйте! Если у Вас возникнут вопросы, напишите нам на почту help@allinweb.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.