Арбитражный регламент

Арбитражный регламент

Института Торговой палаты г. Стогольма295

(Извлечения)

  • Источник: Stockholm Arbitration Newsletter. 1999, No. l. Неофициальный перевод автора тома Ануфриевой Л.П.

I. Организация института

Статья 1. Институт Торговой палаты г. Стокгольма

Арбитражный институт Торговой палаты г. Стокгольма (в дальнейшем именуемый «Институтом ТПС») является органом, занимающимся арбитражным разбирательством споров. Институт ТПС является независимой частью Торговой палаты г. Стокгольма. Институт ТПС сам не разрешает споры. В его задачи входит:

— содействовать разрешению внутренних и международных споров в соответствии с Регламентом Института Торговой палаты г. Стокгольма (в дальнейшем именуемым «Регламентом ТПС»),

— содействовать разрешению споров в соответствии с другими правилами, принятыми Институтом296.

В соответствии со своим собственным решением в каждом конкретном случае содействовать арбитражным разбирательствам, которые полностью или частично отличаются от разбирательств, предусмотренных Регламентом ТПС;

— обеспечивать руководство разрешением споров, проводимым в соответствии с правилами ТПС; а также

— обеспечивать информацией по вопросам арбитража и примирительных процедур.

Статья 2. Правление

  • Институт имеет Правление, состоящее из шести членов, которые назначаются на срок 3 года Советом директоров ТПС. Совет директоров палаты назначает Президента и вице-президента Института из числа состава Правления Института. Президент и вице-президент должны быть юристами.
  • Совет директоров Палаты, если для этого существуют чрезвычайные обстоятельства, вправе сместить члена Правления Института. Если член Правления подает в отставку или смещается с должности в ходе текущего срока своих полномочий, Совет директоров Палаты должен назначить нового члена на оставшуюся часть срока.

Статья 3. Решения Совета Директоров

Два члена Правления образуют кворум. Если не достигнуто большинство, Президент обладает решающим голосом. Президент или вице-президент обладают полномочиями принимать решения от имени Правления по срочным вопросам. Решения Правления окончательны и не могут быть пересмотрены Палатой.

Статья 4. Секретариат

Институт ТПС имеет Секретариат, работающий под руководством Генерального секретаря,

который должен быть юристом.

  1. Арбитражный регламент института ТПС Возбуждение процедур

Статья 5. Просьба об арбитраже

Арбитражное производство возбуждается подачей истцом в Институт ТПС просьбы об

арбитраже, которая должна включать:

  • наименование, адреса, номера телефонов и факсимильные номера, а также адреса электронной почты сторон и их представителей;
  • Институт ТПС принял Регламент ускоренного арбитражного разбирательства, Регламент разрешения арбитражным путем страховых споров, Примирительный регламент, а также Правила примирения и Правила процедуры на основе Арбитражного регламента ЮНСИТРАЛ.
  • (2)   краткое изложение обстоятельств спора;
  • предварительный перечень исковых требований;
  • копию арбитражного соглашения или арбитражной оговорки, на основании которых спор передается на разрешение арбитражем; а также
  • в применимых случаях указание данных арбитра, назначаемого истцом, включая адрес, телефон, факс и адрес электронной почты.

Статья 6. Регистрационный сбор

  • На момент подачи просьбы об арбитраже истец обязан уплатить регистрационный сбор. Сумма сбора устанавливается в соответствии с Положением Института ТПС об арбитражных сборах, действующим на дату подачи просьбы об арбитраже.
  • Если требуемый регистрационный сбор не уплачен при подаче просьбы об арбитраже, Институт ТПС устанавливает срок, в течение которого истец должен произвести его оплату.

Статья 7. Отказ в производстве по делу

Если является очевидным, что у Института ТПС отсутствует компетенция на рассмотрение спора либо если в надлежащий срок не оплачен регистрационный сбор, просьба истца об арбитраже отклоняется.

Статья 8. Дата возбуждения арбитражного разбирательства

Арбитражное разбирательство считается возбужденным в день, когда просьба об арбитраже

получена Институтом ТПС.

Стать 9. Правила осуществления арбитражного разбирательства

Институт ТПС сохраняет конфиденциальность арбитражного разбирательства дела и проводит его беспристрастно, эффективно и в оперативной манере. Каждой стороне должна быть предоставлена достаточная возможность представить свою позицию по делу.

Статья 10. Отзыв ответчика

  • Просьба об арбитраже направляется Институтом ответчику. Ответчику должно быть предложено представить в Институт пояснения по иску. Отзыв на иск должен быть представлен в течение периода времени, установленного Институтом ТПС, и включает в себя:

а) комментарии, касающиеся просьбы об арбитраже как таковой; и

б) в применимых случаях указание данных арбитра, назначаемого истцом, включая адрес, телефон, факс и адрес электронной почты.

  • Если ответчик желает выдвинуть какое-либо возражение, касающееся действительности или применимости арбитражного соглашения, такое возражение должно быть изложено в отзыве на иск с соответствующим обоснованием.
  • Если ответчик желает предъявить встречное требование или произвести зачет, то заявление об этом должно содержаться в отзыве и должно включать характер требования, предварительное изложение исковых притязаний. Основания для встречного требования или зачета должны охватываться арбитражным соглашением.
  • Отзыв ответчика будет направлен Институтом истцу. Истцу должна быть предоставлена возможность дать замечания по любым возражениям или притязаниям, представленным ответчиком.
  • Если ответчик не представляет отзыв, то это не препятствует арбитражному производству по делу в соответствии с настоящим Регламентом.

Статья 11. Дополнение. Сроки

  • Институт может попросить сторону дополнить любое заявление, сделанное в Институт ТПС
  • письменной форме. Если истец не выполняет этой просьбы, Институт может принять решение о прекращении производства по делу. Если ответчик не делает этого в отношении встречных

требований, то встречный может быть оставлен Институтом без движения. Иное бездействие ответчика в части исполнения запроса о письменном дополнении заявления не препятствует дальнейшему производству в рамках арбитражного разбирательства по делу.

  • Если Институт предложил стороне выполнить какое-либо действие в течение определенного срока, этот срок может быть продлен Институтом.

Статья 12. Уведомления

  • Любое уведомление или иное сообщение, исходящее из Института ТПС, должно быть направлено по последнему известному адресу адресата.
  • Любое уведомление или иное сообщение должно быть отправлено курьерской или заказной почтой, посредством факсимильного сообщения, электронной почтой либо иными средствами связи, которые предусматривают фиксацию отправки корреспонденции.
  • Извещение или уведомление, отправленные в соответствии с пунктом 2, будут считаться полученными адресатом в самый последний день того срока, когда они обычным порядком должны были бы быть получены, исходя из избранного вида средств связи.

Статья 13. Назначение арбитров и место арбитража

После того, как был совершен обмен письменными документами, предусмотренными статьями

5 — 11, Институт ТПС должен:

  • определить число арбитров, если таковое не согласовано между сторонами;
  • назначить единоличного арбитра или председательствующего арбитражного суда и в случае необходимости запасного арбитра, если это требуется в силу статьи 16;
  • определить место арбитражного разбирательства, если оно не согласовано сторонами; и
  • установить размер авансового платежа по арбитражным расходам и сборам в соответствии со статьей 14.

Статья 14. Авансовый платеж

  • Авансовый платеж арбитражных расходов должен быть равен ориентировочной стоимости арбитражного разбирательства согласно статье 39.
  • Каждая сторона должна оплатить половину авансового платежа арбитражных расходов. Институт ТПС вправе установить раздельные суммы для встречного иска и зачетных требований. После уведомления арбитражного состава Институт ТПС может в ходе производства по делу установить дополнительные суммы платежа.
  • Если одна из сторон не вносит своей части требуемого платежа, Институт ТПС может предоставить другой стороне возможность сделать это в течение обусловленного периода времени. Тем не менее, если необходимый платеж не был осуществлен, производство по делу должно быть прекращено полностью или частично в той мере, насколько это зависит от отсутствия платежа.
  • Институт ТПС вправе в ходе производства по делу или по его окончанию принять меры по обеспечению выплаты гонораров арбитрам, а также возмещению других арбитражных расходов.
  • Институт вправе принять решение о том, что авансовый платеж может частично быть покрыт банковской гарантией или иметь иную форму обеспечения.

Статья 15. Передача дела составу арбитров

После  того,  как  сформирован  арбитражный  состав  и  уплачен  авансовый  платеж  по

арбитражным расходам и сборам, Институт ТПС передает дело арбитражному суду.

Состав арбитражного суда

Статья 16. Число арбитров и способ их назначения

  • Стороны свободны в том, что касается определения количества арбитров. Если стороны не договорились о числе арбитров, то арбитражный суд будет состоять из трех арбитров, если

Институт ТПС, принимая во внимание, наряду с прочим, сложность дела, цену иска и иные обстоятельства, не решит, что спор должен быть разрешен единоличным арбитром.

  • Если арбитражный суд состоит из нескольких арбитров, каждая сторона назначает равное число арбитров. Если сторона не назначает арбитра в течение срока, установленного Институтом ТПС, назначение будет осуществлено Институтом, если иное не согласовано сторонами.
  • В случаях, когда имеет место множественность лиц на любой из сторон и спор должен разрешаться несколькими арбитрами, совместно истцы и совместно ответчики назначают равное число арбитров. Если какая-либо из сторон не произведет такого совместного назначения арбитра, оно будет осуществлено для этой стороны Институтом. Если того требуют обстоятельства дела, Институт ТПС может назначить весь состав арбитража, если стороны не договорились об ином.
  • Если третейский суд состоит из нескольких арбитров, председатель состава будет назначен Институтом ТПС при условии, что сторонами не согласовано иное.
  • Если спор должен разрешаться единоличным арбитром, такое назначение производит Институт, если стороны не согласовали иное.
  • Если арбитр, назначенный стороной, умирает, эта сторона должна назначить другого арбитра. В случаях, когда умирает арбитр, назначенный Институтом ТПС, Институт обязан назначить другого арбитра.
  • Если арбитр отказывается от выполнения своих функций или его кандидатура отведена, Институт ТПС должен назначить другого арбитра. В случаях, когда арбитр был назначен стороной, Институт проводит консультации с такой стороной, произведшей назначение. Если третейский суд состоит из трех или большего числа арбитров, Институт ТПС может решить, что оставшиеся арбитры продолжат осуществление производства по делу. До принятия такого решения должны быть запрошены мнения сторон и арбитров.
  • Если стороны принадлежат к разным государствам, Институт ТПС назначает единоличным арбитром или председателем третейского суда лицо, имеющее иное гражданство, нежели стороны, если они не решат иначе или обратное не будет сочтено целесообразным Институтом ТПС.

Статья 17. Беспристрастность и независимость арбитров и их обязанность заявить об основаниях для отвода

  • Арбитр должен быть независим и беспристрастен.
    • Лицо, которому предлагается принять назначение в качестве арбитра, должно сообщить о любом обстоятельстве, которое могло бы дать повод для сомнений в отношении его беспристрастности и независимости. Если же оно тем не менее будет назначено арбитром, такое лицо должно незамедлительно в письменном виде заявить о подобных обстоятельствах сторонам
  • арбитрам.
    • Арбитр, которому становится известно о любых обстоятельствах, могущих послужить основанием для его отвода, обязан незамедлительно в письменном виде информировать об этом стороны и других арбитров.

Статья 18. Отвод арбитров

  • Если сторона желает заявить отвод арбитру, она должна направить в Институт ТПС письменное заявление, содержащее обоснование для отвода.
  • Уведомление об отводе арбитра должно быть сделано в течение 15 дней со дня, в который о предполагаемом обстоятельстве, служащем поводом для отвода, стало известно данной стороне. Несоблюдение стороной требования об уведомлении Института об отводе в течение установленного срока считается отказом от права заявить отвод.
  • Институт ТПС предоставит сторонам и арбитрам дать свои комментарии по отводу.
  • Институт ТПС принимает окончательное решение по отводу. Если Институт ТПС установит, что арбитр подлежит дисквалификации, он отстраняет арбитра от разбирательства.

Статья 19. Отстранение арбитра

  • Если арбитр de facto не может выполнять свои обязанности либо ненадлежащим образом

осуществляет свои функции, Институт ТПС освобождает арбитра.

  • До принятия решения по освобождению арбитра Институт запрашивает мнения сторон и арбитров.

Арбитражное разбирательство

Статья 20. Правила процедуры, устанавливаемые третейским судом

  • Способ ведения арбитражного разбирательства определяется арбитражным судом в соответствии с условиями арбитражного соглашения и настоящим Регламентом с должным учетом пожеланий сторон.
  • Состав арбитражного суда может решить, что председательствующий единолично вправе устанавливать правила процедуры.
  • Арбитражный суд должен соблюдать конфиденциальность арбитражного разбирательства и проводить рассмотрение спора в каждом случае в беспристрастной, эффективной и оперативной манере, предоставляя каждой из сторон достаточно возможностей для изложения ею своей позиции.
  • Арбитражный суд после консультаций со сторонами может решить проводить устные слушания в ином помещении, нежели место арбитражного разбирательства.
  • В отношении соообщений, исходящих от арбитражного суда, будет применяться статья 12.

Статья 21. Исковое заявление и отзыв на иск

  • Истец в течение срока, определенного арбитражем, обязан представить исковое заявление, в котором, если ранее этого не было указано по делу, должно быть включено следующее:

(i) перечень исковых требований;

(ii) конкретные обстоятельства и факты, на которых основываются требования;

(iii) предварительный перечень доказательств, на которые в целях доказывания ссылается истец.

  • Ответчик в течение срока, определенного арбитражем, обязан в свою очередь представить отзыв на иск, в котором, если ранее этого не было указано по делу, должно содержаться следующее:

(i) изложение того перечня и в том объеме исковых требований, которые признаются или отвергаются ответчиком;

(ii) конкретные обстоятельства и факты, на которых ответчик основывает возражения на иск; (iii) любые встречные притязания или требования по зачету и основания, на которых они

базируются; а также

(iv) предварительный перечень доказательств, на которых планирует основываться ответчик.

  • Арбитражный суд может определить, что стороны должны представить дополнительные письменные доказательства.

Статья 22. Изменения и дополнения к иску или возражениям на иск

  • Сторона может изменить свой иск или возражения на иск в ходе производства по делу, если только измененное таким образом требование или возражение на него по-прежнему охватывается арбитражным соглашением и если арбитражный суд не сочтет, что оно сделано несвоевременно и может причинить за счет этого вред другой стороне либо не примет во внимание другие обстоятельства.
  • Положения статьи 10 не будут препятствовать применению правил предшествующего пункта в отношении права другой стороны прибегнуть к встречному иску или зачету требований.

Статья 23. Язык

Если стороны не предусмотрели в арбитражном соглашении язык или языки, на котором или которых будет вестись арбитражное разбирательство, такое решение после консультаций со сторонами принимает арбитражный суд.

Статья 24. Применимое право

  • Третейский суд разрешает спор на основе правовой системы или правовых норм, определенных сторонами. В отстутствие такого соглашения арбитраж применяет право или нормы права, которые он полагает наиболее соответствующими для применения.
  • Любое указание, сделанное сторонами на право конкретного государства, должно пониматься как непосредственно отсылающее к материальным нормам этого государства, а не к его коллизионным нормам.
  • Арбитраж разрешает спор на принципах ex aequo et bono или в качестве дружеских посредников, если стороны прямо уполномочили его на это.

Статья 25. Устные слушания

  • Устные слушания проводятся по требованию любой из сторон либо в случаях, когда арбитражный состав сочтет это целесообразным. Если проводятся устные слушания, арбитраж, принимая во внимание пожелания сторон, должен определить время, продолжительность и способ их организации, включая форму представления доказательств.
  • Если в процессе разбирательства происходит замена арбитра, вновь образованный состав должен решить вопрос о том, следует ли повторять и в какой степени предыдущее устное слушание.

Статья 26. Доказательства

  • По просьбе состава арбитража Стороны представляют свои доказательства, на которые они намереваются сослаться, указывая обстоятельства, которые они желают доказать каждым видом доказательств, а также представляют документальные подтверждения, на которых они основываются.
  • Арбитраж может отказать в принятии доказательства, если сочтет его не относящимся к делу, не соответствующим и несущественным или что доказательство может быть осуществлено другими средствами, значительно более удобными или менее дорогостоящими.

Статья 27. Эксперты

  • Если только стороны не предусмотрели иное, арбитраж может назначить одного или нескольких экспертов для целей дачи заключений по делу в специфических случаях.
  • По просьбе одной из сторон им должна быть предоставлена возможность задать вопросы такому эксперту.

Статья 28. Неявка стороны в заседание

Если одна из сторон без уважительной причины не является в заседание или иным образом не соблюдает порядок, установленный составом арбитража, такая неявка или несоблюдение не препятствуют третейскому суду проводить арбитражное разбирательство по делу и вынести решение.

Статья 29. Невозможность ссылаться на процедурные отклонения

Сторона, которая в ходе разбирательства в течение разумного срока не заявила о каких-либо отступлениях от положений арбитражного соглашения, правил настоящего Регламента или иных норм процессуального характера, применимых к разбирательству, считается отказавшейся от своего права на возражения по поводу подобных отклонений.

Статья 30. Голосование

При голосовании такое мнение будет иметь преобладающую силу, за которое подано большинство голосов. Если подобного большинства не достигнуто, голос председательствующего будет иметь решающее значение, если только иное не было согласовано между сторонами.

Статья 31. Предварительные меры

  • Если стороны не договорились об ином, арбитраж в ходе арбитражного разбирательства по просьбе одной стороны может принять решение о специальных мерах обеспечения исковых требований, которые рассматриваются третейским судом, подлежащих исполнению другой стороной. Арбитражный суд вправе потребовать также от ходатайствующей стороны представить разумное обеспечительное средство в отношении ущерба, который может быть нанесен другой стороне в результате действия такого специального исполнения.
  • Ходатайство, поданное одной из сторон в судебный орган по принятию временных мер, не считается несовместимым с арбитражным соглашением или настоящим Регламентом.

Арбитражное решение

Статья 32. Решение

  • Арбитражное решение считается вынесенным в том месте, где проводилось арбитражное разбирательство. Оно должно содержать дату вынесения, приказ или определение, равно как и мотивы их принятия, а также должно быть подписано всеми арбитрами. Решение может быть вынесено и в случае отсутствия подписи какого-либо арбитра, при условии, что оно сопровождается указанием, что решение было подписано большинством арбитров с подтверждением того факта, что арбитр, чья подпись отсутствует, участвовал в разрешении спора.
  • Если один из арбитров не принимал участия в разбирательстве спора без уважительной причины, это не препятствует вынесению решения другими арбитрами.
  • Стороны могут согласовать, что только председатель состава арбитража будет подписывать арбитражное решение.
  • Арбитр может приложить к решению свое особое мнение.
  • Если достигнуто мировое соглашение, арбитражный суд по просьбе сторон вправе утвердить такое урегулирование спора в форме арбитражного решения.
  • Арбитражные расходы и сборы, взимаемые согласно статье 39, и их распределение между сторонами должно быть отражено в арбитражном решении или ином постановлении арбитражного суда, которым завершается арбитражное разбирательство. Арбитражное решение может быть вынесено исключительно по вопросу об арбитражных расходах.
  • Арбитражный суд высылает сторонам арбитражное решение незамедлительно.

Статья 33. Срок вынесения арбитражного решения.

Решение должно быть вынесено в течение не более чем шести месяцев со дня передачи дела арбитражному составу. Институт ТПС вправе продлить срок для вынесения арбитражного решения.

Статья 34. Отдельное решение

  • По просьбе стороны отдельный вопрос или часть спора могут быть решены в отдельном решении.
  • Если сторона частично признает иск, может быть вынесено отдельное решение, основанное на таком признании.

Статья 35. Право на решение

  • Если сторона отзывает иск, арбитражный суд должен оставить такую часть спора без рассмотрения, если только другая сторона не требует от него вынесения решения по этому вопросу.
  • Если сторона, не совершившая авансовый платеж по арбитражным расходам, просит арбитражный суд вынести решение по отозванному требованию, Институт ТПС может в качестве условия его вьшесения потребовать от нее уплаты авансового платежа.

Статья 36. Юридическое значение арбитражного решения

Вынесенное арбитражное решение является окончательным и обязательным для сторон.

Статья 37. Исправление и толкование арбитражного решения и дополнительное арбитражное решение

  • Любая очевидная арифметическая или машинописная ошибка в решении или определении должны быть исправлены арбитражным судом.
    • В течение 30 дней с даты получения арбитражного решения арбитражный суд в случаях, когда с этим обращается сторона, обязан решить вопрос о том, что должно было быть разрешено судом в арбитражном решении, а что не получило в нем отражения.
    • В течение 30 дней с даты получения решения арбитражный суд вправе по просьбе стороны предоставить в письменной форме толкование арбитражного решения.
    • До того, как арбитражный суд предпримет какие-либо действия в соответствии с пунктами 2
  • 3 настоящего раздела, должны быть запрошены мнения обеих сторон.

Статья 38. Оформление досье в результате вынесения арбитражного решения

Арбитражный суд обязан после завершения арбитражного разбирательства представить в Институт ТПС один эксземпляр каждого арбитражного решения и письменного постановления, вынесенного по делу, а также всех протоколов заседаний разбирательства по нему. Вышеуказанные документы должны храниться в отдельном досье Институтом ТПС.

Расходы

Статья 39. Арбитражные расходы и сборы

  • Арбитражные расходы состоят из :

(i) гонораров арбитров;

(ii) административных расходов Института ТПС;

(iii) компенсации, причитающейся арбитрам и Институту ТПС, в покрытие их расходов в ходе

арбитражного разбирательства; и

  • вознаграждения и расходов экспертов, назначенных арбитражным судом в соответствии со статьей 27.

(2) Суммы, указанные в подпунктах (i) и (iii), должны быть окончательно установлены Институтом ТПС в соответствии с Положением об арбитражных расходах и сборах, действующим на дату возбуждения арбитражного разбирательства. Суммы, упомянутые в подпункте (iv), определяются арбитражным судом.

Статья 40. Уплата арбитражных расходов

  • Стороны совместно и солидарно несут ответственность по уплате арбитражных расходов, указанных в статье 39.
  • Арбитраж решает вопрос о распределении расходов между сторонами в зависимости от результатов рассмотрения дела и других обстоятельств.

Статья 41. Расходы, вменяемые стороне

Если только стороны не согласовали иное, третейский суд по просьбе стороны вправе в арбитражном решении или ином постановлении, которым завершается арбитражное разбирательство, предписать, чтобы проигравшая сторона компенсировала другой стороне расходы на юридическое представительство и иные издержки, понесенные в ходе осуществления процесса.

Исключение ответственности

Статья 42. Исключение ответственности

Институт ТПС не несет ответственности перед любой из сторон за действие или бездействие в

связи с арбитражным разбирательством, если только такое действие или бездействие не образуют очевидное умышленное поведение или грубую неосторожность Института. Арбитр несет отвественность только если доказано, что ущерб причинен в результате его умышленных действий или грубой неосторожности.

Вступление в силу

Настоящий Регламент вступает в силу с 1 апреля 1999 года и заменяет собой предшествующие правила Арбитражного института Торговой палаты г. Стокгольма. Настоящий Регламент, если иное не согласовано между сторонами, применяется ко всем арбитражным разбирательствам, возбужденным в эту дату или возникшим после нее.

  1. Приложение

Положение об арбитражных расходах и сборах

(не приводится)

  1. III.  Международный гражданский процесс

Многосторонние договоры с участием

Российской Федерации

Конвенция по вопросам гражданского процесса от 1 марта 1954 г.297

Государства, подписавшие настоящую Конвенцию,

желая, с учетом опыта,улучшить Конвенцию от17июля1905г.по вопросам гражданскогопроцесса,

решили с этой целью заключить новую Конвенцию и согласились о нижеследующихположениях:

I. Вручение судебных и внесудебных документов

Статья 1

Вручение документов по гражданским или торговым делам лицам, находящимся за границей, производится в договаривающихся государствах по просьбе консула запрашивающего государства, направляемой властям, которые будут указаны запрашиваемым государством. Просьба с указанием властей, от которых исходит передаваемый документ, имен и качества сторон, адреса получателя, характера документа, о котором идет речь, должна быть изложена на языке запрашиваемых властей. Эти власти направляют консулу подтверждение вручения документа или объяснение причин, по которым оно не могло состояться.

Все затруднения, возникающие в связи с такой просьбой консула, разрешаются дипломатическим путем.

Каждое договаривающееся государство может заявить в уведомлении другим договаривающимся государствам, что оно желает, чтобы просьбы о вручении документов, содержащие данные, указанные в первом абзаце, передавались ему дипломатическим путем.

Ничто в предыдущих положениях не препятствует тому, чтобы два договаривающихся государства согласились разрешить непосредственные сношения между их соответствующими властями.

Статья 2

Вручение документов производится при посредстве властей, компетентных по законодательству запрашиваемого государства. Эти власти могут, за исключением случаев, предусмотренных в статье 3, ограничиться вручением документа путем передачи его адресату, если последний примет его добровольно.

Статья 3

К просьбе прилагается копия документа, подлежащего вручению, в двух экземплярах.

Если документ, подлежащий вручению, составлен на языке запрашиваемых властей или на языке, о котором достигнута договоренность между двумя заинтересованными государствами, или если к этому документу прилагается его перевод на один из вышеуказанных языков, запрашиваемые власти, в случае, если в просьбе будет выражено о том пожелание, могут вручить означенный документ в порядке, установленном его внутренним законодательством для такого рода случаев, или в особом порядке, если он не противоречит этому законодательству. Если такого пожелания выражено не было, запрошенные власти вручат документ в порядке, предусмотренном статьей 2.

При отсутствии соглашения, предусматривающего иной порядок, точность перевода, о котором

  • Конвенция вступила в силу 12 апреля 1957 г. В ней участвуют 38 государств, в т.ч. Россия —
  • 26 июля 1967 г. (Прим.автора тома).

упоминается в предшествующем абзаце, должна быть удостоверена дипломатическим или консульским представителем запрашивающего государства, или присяжным переводчиком запрашиваемого государства.

Статья 4

Во вручении судебного документа, предусмотренного в статьях 1, 2 и 3, может быть отказано только в том случае, если государство, на территории которого производится вручение, находит, что оно может нанести ущерб его суверенитету или безопасности,

Статья 5

Подтверждение вручения имеет место или в виде удостоверенной расписки адресата с указанием даты, или в виде свидетельства властей запрашиваемого государства, в котором констатируется факт вручения и указываются способ и дата вручения.

Расписка или свидетельство оформляются на одной из копий документа или в виде приложения.

Статья 6

Положения предыдущих статей не исключают:

  1. возможности пересылать документы почтой непосредственно заинтересованным лицам, находящимся за границей;
  2. возможности вручения заинтересованными лицами этих документов непосредственно через судебных исполнителей или компетентных должностных лиц государства, где вручение документа производится;
  3. возможности вручения каждым государством документов, предназначаемых для лиц, находящихся за границей, непосредственно через своих дипломатических или консульских агентов.

Каждый из этих способов вручения может применяться только в том случае, если это допускается соглашениями, заключенными заинтересованными государствами, или при отсутствии соглашения, если не имеется препятствий со стороны государства, на территории которого вручение производится. Это государство не может препятствовать вручению, если в случаях, предусмотренных пунктом 3 первого абзаца настоящей статьи, документ должен быть вручен не в принудительном порядке гражданину запрашивающего государства.

Статья 7

Вручение судебных документов не может служить поводом для взыскания каких бы то ни было

сборов или издержек.

Однако при отсутствии соглашения, предусматривающего иной порядок, запрашиваемое государство имеет право требовать от запрашивающего государства возмещения расходов, возникших в связи с участием должностного лица или применением особого порядка в случаях, указанных в статье 3.

  1. Судебные поручения

Статья 8

Судебные власти одного из договаривающихся государств могут, в соответствии с положениями своего законодательства, обращаться по гражданским или торговым делам к компетентным властям другого договаривающегося государства с судебным поручением, которое заключало бы просьбу произвести, в пределах его компетенции, допрос либо другие процессуальные действия.

Статья 9

Судебные поручения передаются консулом запрашивающего государства властям, указанным

запрашиваемым государством. Эти власти направляют консулу документ, удостоверяющий исполнение судебного поручения или объясняющий причины, по которым исполнение его не могло состояться.

Все затруднения, которые могли бы возникнуть при такой передаче, разрешаются дипломатическим путем.

Каждое договаривающееся государство может заявить, уведомив другие договаривающиеся государства, что оно желает, чтобы судебные поручения, подлежащие исполнению на его территории, передавались ему дипломатическим путем.

Ничто в предыдущих положениях не препятствует тому, чтобы два договаривающихся государства согласились разрешить непосредственные сношения между их соответствующими властями при передаче судебных поручений.

Статья 10

При отсутствии соглашения, предусматривающего иной порядок, судебное поручение составляется либо на языке запрашиваемых властей или на языке, о котором достигнута договоренность между двумя заинтересованными государствами, либо к нему должен быть приложен перевод на один из указанных языков , засвидетельствованный дипломатическим или консульским представителем запрашивающего государства или присяжным переводчиком запрашиваемого государства.

Статья 11

Орган судебной власти, к которому обращено судебное поручение, обязан его исполнить, пользуясь теми же средствами принуждения, какие допускаются при исполнении поручений властей запрашиваемого государства или ходатайств заинтересованных сторон. Принятие мер принуждения не является обязательным в тех случаях, когда речь идет о явке сторон в суд

Запрашивающий орган власти должен быть извещен, если он того пожелает, о времени и месте исполнения судебного поручения для того, чтобы заинтересованная сторона имела возможность присутствовать при этом.

  • исполнении судебного поручения может быть отказано лишь в случае:

1) если подлинность документа не установлена;

2) если в запрашиваемом государстве исполнение судебного поручения не входит в круг

ведения судебной власти;

  • если государство, на территории которого исполнение должно было бы состояться, находит, что оно может нанести ущерб его суверенитету или безопасности.

Статья 12

  • случае, если запрашиваемый орган власти будет некомпетентным по делу, судебное поручение автоматически направляется компетентному органу судебной власти того же государства в соответствии с правилами, установленными его законодательством.

Статья 13

Во всех случаях, когда судебное поручение не будет исполнено запрашиваемым органом

власти, последний незамедлительно известит об этом запрашивающий орган власти с указанием»

  • том, что касается статьи 11, причин, по которым было отказано в исполнении судебного поручения, и в том, что касается статьи 12, органа власти, которому передано судебное поручение.

Статья 14

Орган судебной власти, исполняющий судебное поручение, применяет в том, что касается

подлежащих соблюдению формальностей, законодательство своей страны.

Однако в случае, если запрашивающий компетентный орган власти просит о соблюдении особой формы, такая просьба удовлетворяется при условии, что указанная форма не противоречит законодательству запрашиваемого государства.

Статья 15

Положения предыдущих статей не затрагивают права каждого государства осуществлять исполнение судебных поручений непосредственно через своих дипломатических или консульских представителей, если это допускается по соглашениям между заинтересованными государствами или если против этого не возражает государство, на территории которого должно исполняться судебное поручение.

Статья 16

Исполнение судебного поручения не должно давать повода для взыскания каких бы то ни было

сборов или издержек.

Однако при отсутствии соглашения, предусматривающего иной порядок, запрошенное государство имеет право требовать от запрашивающего государства возмещения сумм, уплаченных свидетелям или экспертам, а также судебных издержек, связанных с применением принудительных мер по указанию судебного исполнителя, если свидетели не явятся в суд добровольно, а также издержек, могущих возникнуть в связи с применением второго абзаца статьи 14.

III. Залог «judicatum solvi»

Статья 17

От граждан одного из договаривающихся государств, имеющих место жительства в одном из этих государств и выступающих в судах другого из этих государств в качестве истцов или третьих лиц, не может быть потребовано никакого залога или обеспечения в какой бы то ни было форме на основании того, что они являются иностранцами или не имеют постоянного или временного места жительства в данной стране.

Это же правило применяется в отношении любых платежей, которые могли бы быть потребованы от истцов или третьих лиц в обеспечение судебных издержек.

Все конвенции, в которых договаривающиеся государства могли бы обусловить освобождение своих граждан от cautio judicatum solvi298или от уплаты судебных издержек, независимо от постоянного места жительства, сохраняют свою силу.

Статья 18

Судебные решения об уплате судебных издержек и расходов, вынесенные в одном договаривающемся государстве против истца или третьей стороны, которые освобождены от обеспечения, залога или уплаты, в силу первого и второго абзацев статьи 17, или законодательства государства, в котором начато судебное разбирательство, приводятся в исполнение бесплатно компетентньми властями в каждом другом договаривающемся государстве, по просьбам, передаваемым в дипломатическом порядке.

Это же правило применяется и к судебным решениям о последующем взыскании судебных расходов.

Предыдущие постановления не препятствуют тому, чтобы два договаривающихся государства договорились также разрешить обращаться с просьбами об исполнении судебных решений непосредственно заинтересованным сторонам.

Статья 19

Решения о взыскании судебных издержек и расходов объявляются подлежащими исполнению без заслушивания сторон, при условии, однако, что сторона, с которой производится взыскание, имеет право на последующее обжалование в соответствии с законодательством государства, где испрашивается исполнение.

  • Cautio judicatum solvi — обеспечение исполнения решений (прим.сост.)

Власти, компетентные рассматривать просьбу об исполнении, ограничиваются рассмотрением следующих вопросов:

  1. Отвечает ли копия решения требованиям законодательства страны, где оно было вынесено, относительно аутентичности копии.
    1. Вступило ли решение в законную силу в соответствии с указанным законодательством.
    1. Изложены ли постановления и решения на языке запрашиваемых властей или на языке, о котором достигнута договоренность между двумя заинтересованными государствами, или к документу приложен перевод на один из указанных языков, и при отсутствии соглашения, предусматривающего иной порядок, засвидетельствован ли он дипломатическим или консульским представителем запрашивающего государства или присяжным переводчиком запрашиваемого государства.

Для выполнения условий, предусмотренных в пунктах 1 и 2 второго абзаца, достаточно либо заявления компетентных властей запрашивающего государства, подтверждающего, что решение вступило в законную силу, или представление должным образом заверенных документов, свидетельствующих, что соответствующее решение вступило в законную силу. Компетентность указанных выше властей при отсутствии соглашения, предусматривающего иной порядок, удостоверяется высшим должностным лицом, возглавляющим органы юстиции запрашивающего государства. Упомянутое выше заявление и свидетельство должны быть составлены или переведены в соответствии с правилами, изложенными в пункте 3 второго абзаца.

Власти, компетентные рассматривать просьбу об исполнении судебного решения, производят оценку общей суммы затрат по засвидетельствованию, переводу и удостоверению в соответствии

  • пунктом 3 второго абзаца, при условии, что об этом одновременно просит сторона. Такие затраты будут рассматриваться в качестве издержек и расходов по ведению дела.

IV. Оказание бесплатной правовой помощи

Статья 20

По гражданским и торговым делам граждане каждого из договаривающихся государств будут пользоваться во всех других договаривающихся государствах бесплатной правовой помощью как собственные граждане этих последних государств в соответствии с законодательством государства, где требуется бесплатная правовая помощь.

  • государствах, в которых оказывается правовая помощь по административным делам, положения предшествующего абзаца применяются также к этим делам, рассматриваемым компетентными судами.

Статья 21

  • любом случае свидетельство или заявление о нуждаемости должны выдаваться или приниматься органами власти по обычному местожительству иностранца или при отсутствии такового, органами власти по его фактическому местожительству. Если эти последние органы власти не принадлежат к договаривающемуся государству и не принимают или не выдают свидетельств или заявлений такого рода, будет достаточно свидетельства или заявления, выданного или принятого дипломатическим или консульским представителем страны, к которой принадлежит иностранец.
  • случае, если истец не имеет местожительства в стране, где подана просьба, свидетельство или заявление о нуждаемости бесплатно удостоверяется дипломатическим или консульским представителем страны, где документ должен быть предъявлен.

Статья 22

Власти, компетентные выдавать свидетельство или принимать заявление о нуждаемости, могут обращаться к властям других договаривающихся государств по поводу информации, касающейся финансового положения заявителя.

Власти,  ответственные за рассмотрение просьбы о предоставлении бесплатной правовой

помощи в пределах своей компетенции, имеют право проверять свидетельства, заявления и информацию, которые ему представлены, и запрашивать любые другие необходимые дополнительные сведения.

Статья 23

  • случае, если нуждающееся лицо находится не в той стране, в которой испрашивается оказание бесплатной правовой помощи, то просьба такого лица об оказании правовой помощи вместе со свидетельством или заявлением о нуждаемости и, в необходимом случае, другими поддерживающими его просьбу документами, облегчающими рассмотрение просьбы, может быть направлена консулом его страны властям, компетентным рассматривать указанную просьбу, или властям, определенным государством, где должна рассматриваться просьба.

Положения второго, третьего и четвертого абзацев статьи 9 и статей 10 и 12, касающиеся судебных поручений, применяются также к направлению просьб об оказании бесплатной правовой помощи и приложенных к ним документов.

Статья 24

Если правовая помощь оказывается гражданину одного из договаривающихся государств, то вручение документов по делу такого гражданина, в другом договаривающемся государстве, независимо от способа, посредством которого оно производится, не служит поводом для возмещения издержек запрашивающим государством запрашиваемому государству.

То же самое относится к судебным поручениям, за исключением вознаграждения, уплачиваемого экспертам.

V. Бесплатная выдача выписок из актов записи гражданского состояния

Статья 25

Нуждающиеся лица — граждане одного из договаривающихся государств могут на равных с местными гражданами основаниях требовать бесплатной выдачи выписок о регистрации актов гражданского состояния. Документы, необходимые им для заключения брака, легализуются бесплатно дипломатическими или консульскими представителями договаривающихся государств.

VI. Тюремное заключение за долги

Статья 26

Тюремное заключение за долги как средство исполнения или как предупредительная мера по гражданским или торговым делам не может быть применено и к иностранцам, являющимся гражданами одного из договаривающихся государств, в тех случаях, когда оно не применяется к местным гражданам. Факт, который может быть использован гражданином, имеющим, местожительство в данной стране, в качестве мотива для своего освобождения из тюремного заключения за долги, равным образом будет свидетельствовать в пользу гражданина договаривающегося государства, даже если такой факт имел место за границей.

VII. Заключительные постановления

Статья 27

Настоящая конвенция открыта для подписания государствами, представленными на седьмой

сессии Конференции по международному частному праву.

Конвенция подлежит ратификации; ратификационные грамоты сдаются на хранение Министерству иностранных дел Нидерландов.

  • каждой сдаче на хранение ратификационных грамот составляется протокол, заверенная копия которого передается по дипломатическим каналам каждому подписавшему конвенцию государству.

Статья 28

Настоящая конвенция вступает в силу на шестидесятый день, считая с даты сдачи на хранение

четвертой ратификационной грамоты в соответствии со вторым абзацем статьи 27.

  • отношении каждого подписавшего конвенцию государства, которое ратифицирует ее после этого, конвенция вступает в силу на шестидесятый день, считая с даты сдачи на хранение его ратификационной грамоты

Статья 29

  • отношениях между государствами, ратифицировавшими Конвенцию, настоящая конвенция заменит Конвенцию по вопросам гражданского процесса, подписанную в Гааге 17 июля 1905 г.

Статья 30

Настоящая     конвенция     в     полной     мере     применяется     к     территориям     метрополий

договаривающихся государств.

Если договаривающееся государство желает, чтобы конвенция вступила в силу во всех других территориях или в тех из них, за международные отношения которых оно несет ответственность, это государство уведомляет об этом намерении актом, который должен быть сдан на хранение Министерству иностранных дел Нидерландов. Последнее рассылает заверенную копию упомянутого документа по дипломатическим каналам каждому договаривающемуся государству.

Если в течение 6 месяцев после получения такого уведомления государства не высказали возражения, Конвенция вступает в силу в отношениях между ними и территорией или территориями, за внешние сношения которых несет ответственность другое государство.

Статья 31

Любое государство, не представленное на Седьмой сессии Конференции, может присоединиться к настоящей конвенции, если только одно или более государств, ратифицировавших ее, не выскажут против этого возражений в течение шести месяцев, считая с даты уведомления Правительством Нидерландов о таком присоединении. Присоединение оформляется в порядке, предусмотренном вторым абзацем статьи 27.

Имеется в виду, что присоединение может иметь место только после вступления настоящей конвенции в силу в соответствии с первым абзацем статьи 28.

Статья 32

Каждое договаривающееся государство после подписания или ратификации настоящей конвенции или после присоединения к ней может посредством оговорки ограничить применение статьи 17 гражданами договаривающихся государств, имеющих обычное местожительство на его территории.

Государство, которое воспользуется правом, предусмотренным в предыдущем абзаце, может претендовать на применение положений статьи 17 другими договаривающимися государствами только в отношении таких своих граждан, которые имеют обычное местожительство на территории договаривающегося государства, в судах которого они выступают в качестве истцов или третьих лиц.

Статья 33

Настоящая конвенция остается в силе в течение пяти лет, считая с даты, указанной в первом

абзаце статьи 28.

Срок действия конвенции будет исчисляться начиная с указанной даты и в отношении государств, которые ратифицируют конвенцию или присоединятся к ней в дальнейшем.

Действие конвенции будет возобновляться с молчаливого согласия каждые пять лет, поскольку она не будет денонсирована. Уведомление о денонсации должно быть сделано по крайней мере за шесть месяцев до истечения срока действия конвенции Министерству иностранных дел

Нидерландов, которое уведомит об этом все другие договаривающиеся государства.

Денонсация может относиться ко всем или только к определенным территориям, упомянутым в уведомлении в соответствии со вторым абзацем статьи 30.

Денонсация будет иметь силу только в отношении государства, которое сделало о ней уведомление. Конвенция будет оставаться в силе между другими договаривающимися государствами.

  • УДОСТОВЕРЕНИЕ ЧЕГО нижеподписавшиеся, должным образом уполномоченные своими соответствующими Правительствами, подписали настоящую Конвенцию.

СОВЕРШЕНО в Гааге, 1 марта 1954 г., в единственном экземпляре, который будет находиться на хранении в архивах Правительства Нидерландов. Заверенная копия настоящей конвенции будет разослана по дипломатическим каналам каждому государству, представленному на Седьмой сессии Гаагской конференции по международному частному праву.

О Main Aditor

Здравствуйте! Если у Вас возникнут вопросы, напишите нам на почту help@allinweb.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.