История политической мысли (Древний Китай, Древняя Греция, Древний Рим, Средневековье, Новое время до рубежа Х1Х –ХХ веков)

                                                              План:

  1. Особенности политической мысли в древнем мире.
  2. Политической мысли средневековья и Возрождения. 3. Политическые мыслы Нового времени и возникновение политологии как науки.  

 Прежде, чем приступить к  политологическим вопросам, нужно остановиться на анализе развития политической мысли человечества, так как  история оставила нам богатейшее теоретическое наследие в этой области знания. На протяжении всей истории человечества самые светлые и гениальные умы занимались насущными политическими проблемами и  способствовали беспрерывному движению, совершенствованию, прогрессу человечества в сфере политики.

   Еще в древнем мире человек заинтересовался происхождением власти и объяснил ее возникновение божественным началом. Наши предки считали общество и государство, (это были тогда  понятия-синонимы), вторую природу, которую создал сам человек, составной частью единого мирового космического порядка. Постепенно человек перешел от религиозно-мифологических к более рационалистическим взглядам на мир.

  Большой вклад в развитие политической мысли внесли страны Древнего Востока – Древняя Индия и Древний Китай. 

  Древняя Индия дала нам  буддизм, самую древнюю мировую религию, проповедующую цикл перерождений души человека  через страдания.   Именно там возникла кастовая система деления общества (существовало 4 касты: брахманы – мудрецы и философы, кшатрии – воины, вайшьи – земледельцы и ремесленники, шудры – слуги ). В Индии зародилось и учение йогов, достигшее небывалых высот в области человеческого духа и физического совершенствования (например, сомати – задержка дыхания, достигается путем упорных тренировок). В древней Индии страной правили при помощи «дхармы» и «данды».

« Дхарма» – это праведное исполнение своих обязанностей (о природе и содержании «дхармы» писали дхармашастры), а «данда» – принуждение, наказание» (о ней писали артхашастры). Суть правления заключалась в том, чтобы при помощи «данды» поддерживать « дхарму». Древнеиндийский ученый Каутильи в 1У веке до нашей эры говорил, что деятельность мудрого государя заключается в умении править при  помощи закона, войны и дипломатии. Слабый царь стремится к миру, а сильный – к войне. И благо человека состоит в подчинении власти царя, это его священный долг.

   В Древнем Китае, который оставил миру множество полезных изобретений и открытий, также активно разрабатывались политические концепции. Символом Китая на долгие века стало конфуцианство, там же возник и даосизм.

   Конфуций ( Кун Цзы ) жил в 551 – 479 годы до нашей эры, он  оставил книги « Лунь-юй» ( «Суждения и беседы»), «Книгу песен», летопись «Весна и осень» и другие. Его учение можно озаглавить одним словом – патернализм. Он считал, что государь должен быть отцом для подданных, править на основе моральных принципов, уважать людей. Каждый человек должен прежде всего, уважать самого себя, родителей и государство. Государство – это большая семья, основанная на доверии и добре. Государь обязан накормить народ, обучить, привить ему мораль, этические нормы и создать стабильное процветающее общество. Но Конфуций придерживался традиционных религиозных взглядов  и говорил, что  небо, божество диктует человеку его судьбу, все заранее предопределено. Человек от природы добр, но общество плохо влияет на него, надо не возмущаться несправедливостью, не питать ненависти к тому, кто тебя притесняет, а самому установить причины своих неудач и преодолеть их.

   Биография Конфуция очень интересна. Свое имя он получил от слова «киеу» – «холм», так как его мать, будучи беременной, часто приходила посидеть на холм. Отца Конфуций лишился в три года. В детстве он любил играть во взрослые игры, особенно в жертвоприношения, любил изображать  чиновников, хорошо учился. После окончания торгового училища, стал торговым приставом. В 19 лет он женился, у него сразу же родился сын. К тому моменту он занимал высокую должность  инспектора пахотных полей, лесов и стад. Но тут умерла его мать, и он по китайской традиции объявил трехгодичный траур. Именно в те годы произошло осмысление и осознание им нового учения. В 44 года Конфуций – правитель резиденции Ли, затем верховный судья. Уже 70-летним стариком он поднимается на гору Тай Шан. Спустя три года Конфуций умирает, семь недель перед этим  он лежал без сознания. Больше всего его расстраивало то, что с его смертью будет забыто его учение. Но ученики основали у его могилы часовенку, стали продолжать его дело и поныне в Китае чтят житейскую мудрость конфуцианской философии. [27].

   Против некоторых положений конфунцианства (предопределенности судьбы) выступили моисты (представитель Мо-цзы), призывавшие человека оказывать помощь другим, жить в соответствии с принципами всеобщей любви  в мире без войн и насилия.

   Другое направление политической мысли – легисты выступили за строгие регламенты, соблюдение законов, наказания. Их представитель Шан Ян ( 400 –338 годы до нашей эры ) считал, что государство – это война между правителями и подданными, что людей нужно постоянно контролировать. Чиновники вынуждены были сдавать государственные экзамены, подтверждая свою компетентность. В области промышленности и торговли царила государственная монополия. Шан Ян считал, что народ – простой материал, из которого можно делать  что угодно, ослабление народа ведет к усилению государства, главная его цель состояла в укреплении военной мощи государства.  В конце концов, он пал жертвой собственных законов, так как хозяин постоялого двора отказал ему в ночлеге (закон запрещал ночевать на постоялом дворе  незнакомым людям) и его убили разбойники.    Наконец, даосизм (представитель Лао-цзы – У1 –У века до нашей эры) говорил о том, что все подчиняется естественному закону самих вещей – дао. Человек не должен вмешиваться в этот закон и менять его, так как, в конечном счете, справедливость все равно восторжествует, и слабые со временем станут сильными. А кто попытается изменить ход событий, потерпит неудачу. Это вызвало к жизни парадоксальное утверждение – человек должен ничего не делать, ни во что не вмешиваться. Основной метод правления – недеяние, уход от политической жизни. Именно это приводит к стабильности, порядку и благополучию.    История древнегреческой политической мысли настолько своеобразна, Древняя Греция так много нам дала в этом плане, что  невозможно описать все направления. Остановимся на трех основных этапах :

1 период – 1Х – У1 века до нашей эры. Это эпоха становления греческой государственности. Среди ученых той поры следует назвать Гесиода, Гераклита, Пифагора, среди государственных деятелей – архонта Солона, издавшего свод первых афинских законов.       Пифагору принадлежит приоритет в разработке понятия равенства, Гераклит первый сказал: « Все течет, все изменяется и в одну реку нельзя войти дважды».

11 период – У – У1 века до нашей эры – это расцвет политической мысли и демократии  в Древней Греции. Это время дало миру славные имена  – Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель, Перикл. 

   Демокрит ( 460  – начало 1У века до нашей эры )- выходец из фракийского города-полиса Абдеры, из богатой семьи. Он рано начал интересоваться науками и совершил много путешествий по Востоку. В Египте он научился математике и геометрии, в Вавилоне узнал о солнечных затмениях и посетил  древние обсерватории наверху  храма бога Ваала, сделанного в виде зикурата  (многоступенчатой пирамиды).На родине его хотели объявить сумасшедшим на основании того, что он запустил сад и усадьбу, вспарывал животы животным и рассматривал их внутренности, даже пригласили для этого знаменитого врача Гиппократа. Однако Гиппократ не нашел у Демокрита никакой болезни. В момент, когда Демокрита хотели приговорить к смерти, в небе вдруг появился орел и сбросил на голову одного из обвинителей черепаху. Орел – знак  Зевса и суеверные греки решили пощадить ученого. Демокрит  остался в веках как создатель атомистической теории. Политику он рассматривал, как важнейшее искусство, задача которого – обеспечить общие интересы свободных граждан при демократии. Он был активным сторонником демократии и писал: « Бедность в демократии настолько же предпочтительнее так называемого благополучия граждан при царях, насколько свобода лучше рабства». [28]

   Сократ (469 –399 годы до нашей эры) жил  между двумя войнами – Персидской и Пелопонесской. Его юность как раз совпала с поражением Афин в Пелопонесской войне против Спарты, кризисом, а затем восстановлением афинской демократии и ее расцветом. Сократу было 7 лет, когда восстановили демократию. Всю жизнь он боролся против нее и в 70 лет добровольно выпил яд по приговору афинского суда, обвинявшего его в выступлениях против демократии. Идеалом Сократа были аристократические Спарта и Крит, где соблюдались законы и правление  осуществляли образованные люди. Произвол одного он называл тиранией, произвол богатых – плутократией. Недостаток демократии (власти всех) Сократ видел в некомпетентности. Он говорил, – мы же не выбираем с помощью бобов плотника или кормчего, почему же мы должны выбирать себе правителей при помощи бобов? [29] (В Древней Греции голосовали при помощи бобов – « за» –белые бобы,  «против» – черные). Свои высказывания философ не записывал, это сделали впоследствии его ученики. Обучал он их методом сократического спора. Пример такого спора,  когда зрено становится кучей (если постепенно к одному зерну прибавлять по одной штуке, то когда это зерно станет кучей?). Или, другой пример,  когда лжец говорит: « Я лгу», то, говорит ли он правду? 

    В мае 399 года до нашей эры Сократ принял яд, несмотря на просьбы учеников, готовивших его побег. Он считал себя гражданином Афин и чтил Афинские законы [30]    Один из наиболее талантливых учеников Сократа – Платон  (427 – 347 годы до нашей эры) родился в аристократической семье на острове  Эгина. Его предки вели род от царя Кодра. Настоящее его имя Аристокл, а прозвище  Платон он получил от слова  «широкий», так как обладал широкими и разнообразными интересами. Платон прекрасно писал стихи, занимался гимнастикой и музыкой, философией и политикой. После смерти Сократа некоторое время скрывался в Мегерах, в Сицилии. В области политики  им было написано много исследований – «Государство», « Политик», «Законы». Несовершенными типами государств он считал  тимократию, олигархию, тиранию, демократию. А идеальным типом государства –  компетентное правление мудрецов – философов, аристократов, в котором функции защиты выполняли бы воины, а  крестьяне и ремесленники работали. Так как семья  и собственность представлялись ему  источником противоположных интересов, то он  выступал против личной собственности, за общность жен и государственное воспитание детей. [31]    Великий философ древности Аристотель (384 –  322 годы до нашей эры) был сыном придворного врача македонского царя Филиппа Никомаха, впоследствии стал учителем Александра Македонского. Уроженец фракийского города  Стагира, Аристотель завершил свое образование в  платоновской Академии. Был он худой, с маленькими глазками, шепелявил, большое внимание уделял туалету – тщательно и модно одевался, делал красивые прически, что не помешало ему стать  гениальным ученым не только своего, но и нашего времени. В своем труде « Политика» он первый выделил политическое знание, теоретический, эмпирический (опытный) и нормативный подходы к политике. Он сказал, что человек –  животное политическое, рассмотрел развитие общества от семьи к общине, селению, а потом – к государству (городу – полису). Аристотель считал, что целое предшествует части, человек – лишь часть государства и подчинен ему. Граждане должны быть свободными, иметь частную собственность. Чем больше среднего класса, тем стабильнее общество. А причина всех переворотов – имущественное неравенство.

Аристотель выделял три правильные формы правления, стремящиеся к общей пользе

(монархия, аристократия и полития), и три неправильные, ориентированные на личное благо  (тирания, олигархия, демократия).[32]

111 период – 1У – 11 века до нашей эры  называется эллинский. Представители его Эпикур, Полибий и стоики проповедовали аполитичность, неучастие в общественных делах и главной целью государства ставили преодоление страха, обеспечение безопасности людей. Полибий писал о совершенстве Римского строя, сочетавшего  преимущества  царства (консул), аристократии (сенат) и демократии. Древняя Греция испытывает упадок и городагосударства, полисы исчезают, уступив место Древнему Риму.

   Древний Рим в области политического оставил нам два больших достижения – это

Цицерон и Римское право. Великий оратор, писатель  и государственный деятель древности Марк Тулий Цицерон (106 – 43 годы до нашей эры) верил в справедливость закона,  естественные права людей, свято соблюдал долг сам и призывал к этому других. Древние греки говорили о нем – он украл у нас последнее, чем могла гордиться Греция, – ораторское искусство. Лучшей формой правления Цицерон считал смешанную, которая и господствовала в Древнем Риме – власть царская, оптиматов и народная. [33]

   Римское право – основное наследие, которое оставил Дренвий Рим Европе. Оно  родилось в 1 –11 веках до нашей эры. Суть римского права состояла в том, что частная собственность была объявлена священной и неприкосновенной. Частное право стало цивильным правом всего римского народа В ранний период оформления римского права большая роль в этом деле принадлежала  юристу древности Гаю, составившему свои “ Институции”. В данном труде он подразделял  римское право на три  части : 1. Право частных лиц с точки зрения свободы, гражданства и положения в обществе. 2.Право с точки зрения человека – собственника той или иной вещи. 3. Процедура, тип действий, который осуществляется по отношению к людям-собственникам и вещам. Значение систематики Гая для римского права было очень велико, она  составила структуру всего частного права. Впоследствии теория римского права была развита и усовершенствована Павлом Ульпианом и императором Юстинианом. К концу истории Древнего Рима , к началу У1  века она состояла из следующих частей: римское право для начального обучения; дигесты – 38 отрывков из римских юристов; собрание императорских конституций.

   Следующий важный этап в развитии политической мысли связан с периодом

средневековья и Возрождения ( У – ХУ1 века ). Смысл средневековых теорий в этой области сводился к одному фундаментальному положению – государство – установление Божие, человек греховен и должен стремится к спасению души, подчиняясь воле Бога и монарха. На первый план, таким образом, вышла христианская концепция политики.    Раннее средневековье ( 500 –1000 годы ) провозгласило следующие  идеи –    –       преданность королю со стороны германских варваров;

  • преданность идее как наследство Рима;
  • преданность  Богу и носитель этой преданности Папство.

Святой Августин (354 – 430 годы), Амвросий (340 – 397 годы), Григорий Великий (540 –604 годы) провозглашали, что церковь и светская власть разделены и государство должно быть подчинено церкви.

   С Х1 по ХУ века  политическая теория основывается на римском и каноническом праве. Именно тогда в Европе возникают первые университеты, начинается интенсивное развитие культуры и науки. Фома Аквинский или Аквинат (1224 –1274 годы) считает уже , что государство не общество христианского благоденствия, а автономный, самостоятельный орган. Если  общество он сравнивает с кораблем, то государство по его мнению является рулевым. В своем труде « Сумма теологии» Фома Аквинский пишет о вечном божественном

, естественном праве и позитивном праве , то есть праве разума. [34]

  Марселий Падуанский (1275 –1342 годы) выдвинул много новых положений в области политической мысли. Он утверждал, что источник легитимности – народ,   конфликты должны регулироваться законами, лучшая форма правления – избирательная монархия и монарх стоит выше папы.

   Третий и последний период в развитии политических учений средневековья – ( ХУ –ХУ11 века ) связан с этапом реформации, появлением протестантизма, когда государство, наконец, окончательно освободилось от опеки церкви и религия стала орудием государственной власти. Это бурное время дало миру такие славные имена как  М.Лютер, Т.Мюнцер, Д.Кальвин, Цвингли и другие. Протестантизм стал религией нового, третьего сословия – буржуазии. Он провозгласил, что обогащение угодно  Богу, трудиться день и ночь, без развлечений и отдыха – вот в чем смысл жизни. И для связи с создателем не нужны ни священники, ни церковь, ибо эта связь духовная.[35]

   Самым ярким представителем  этого периода развития политической мысли является Николо Макиавелли (1469 –1527 годы). Будучи флорентийским секретарем, он долгое время служил Италии в области практической политики , но после переворота Лоренцо Медичи и установления диктатуры был подвергнут пыткам и сослан в изгнание. Нет худа без добра, и именно там он написал свои знаменитые работы « Государь» и « Рассуждения о последней декаде Тита Ливия», в которых выдвинул доктрину  моральной целесообразности, теорию политического республиканизма. Он же вошел в историю провозглашением лозунга – « цель оправдывает средства». Данное утверждение даже получило наименование – макиавеллизм. Но современные политики, утверждая, что именно Макиавелли назвал политику грязным делом, забывают об одной существенной детали. Всю свою жизнь, все свои силы и устремления он посвятил одной великой цели – объединению многострадальной Родины, Италии. Как раз для этой цели он призывал использовать все имеющиеся средства. Так что современная интерпретация взглядов Макиавелли  имеет мало общего с его подлинными устремлениями. Функциями государства он считал контроль за подданными при помощи силы и конфликта, отрицая  консенсус. Правитель по Макиавелли – кентавр, сочетающий качества лисицы и льва. Он отделил власть от религии и политики, от морали и философии. Республики для него были лучше монархий и для Италии он не желал другой судьбы, чем переход от монархии к республике.[36]

   В ХУ1 веке началась эпоха Великих географических открытий, открытий в области астрономии Коперника и Галилея, перевернувших представления человечества о мире, а так же наступила новая  эра – время Возрождения. Леонардо да Винчи, Микеланджело, Петрарка, Данте и другие непревзойденные титаны человеческого духа преобразовывали саму суть  жизни. Человек стал равен и подобен  Богу, он творил, как  Господь, озаренный божественным вдохновением, он рисовал, писал картины, строил города и дворцы, делал научные открытия, созидал « вторую природу». Человек стал центром Вселенной и мироздания. [37]

Таким образом, первый крупный этап в развитии политической мысли человечества закончился . Он длился  со времен античности до конца средневековья  и его можно назвать предысторией политологии, когда происходило накопление  политического знания, когда писали и творили такие великие люди как  Аристотель, Платон, Аквинский, Макиавелли и другие.

   Следующий, второй этап формирования политологии как науки и вычленения ее из  прочих гуманитарных наук, начинается с Нового времени, с ХУ111 века и длится до середины Х1Х века. В чем отличие этого времени от первого этапа? Во-первых, если прежде мир понимали как единое целое, то теперь преобладал механический взгляд на мир, как состоящий из отдельных частей. Во-вторых, если раньше говорили о предпочтительности бедности, то теперь мерилом всего стало богатство, материальный достаток и обеспеченность, наличие частной собственности. В-третьих, в области политической и общественной жизни начали утверждаться идеи  о легальном  и политическом равенстве. Вчетвертых, новая концепция политики отличалась ярким индивидуализмом, создателем общества становился человек.

   Тогда, в Новое время, на Западе возникает гражданское общество, индустриальное общество и буржуазная государственность. Идет разработка прежних идей, но наряду с этим,  происходит становление теории и практики политической науки в виде либерализма, консерватизма, социализма, позитивизма, марксизма и рационализма (применение математических методов). Политология выделяется в самостоятельную область научного знания. В центре внимания политической мысли  в тот период находились такие имена как Гоббс, Локк, Монтескье, Вольтер, Руссо, Констан, Бентам, Токвиль, Милль, Парето, Моско, Конт, Спенсер, Маркс и другие ученые.

   Либерализм (течение получило свое название от слова «либеро» – «свобода») представляли

Джон Локк (1632 – 1704 г.г.) в Англии, Шарль Луи Монтескье  (1689 –1755 г.г.) во Франции,

Бенжамен Констан  (1767 – 1830 г.г.) во Франции и Иеремия Бентам (1748 – 1832 г.г.) в Англии.Это направление политической мысли выступало за неприкосновенность и святость гражданских свобод и естественных прав человека. Цель либерализма – в торжестве личности над властью. Государство не должно вмешиваться в экономику.  Личность и общество выше государства, если падет государство, общество останется. Наилучший тип правления – конституционная монархия  с принципом разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Законы в таком государстве заменяют собой добродетель. А гражданской добродетелью является соблюдение принципов демократического правления. .В  своем главном политическом произведении « О духе законов» Монтескье писал не только о государственном устройстве, но и о влиянии климата на общество и формы правления – он считал, что малодушие народов жаркого климата всегда приводило их к рабству,  мужество народов севера всегда сохраняло им свободу.[38]    И. Бентам считал, что естественное право Локка абсурд, что в основе возникновения государства лежит привычка и насилие, а признание естественных прав человека ведет к анархии. Он явился основоположником идеи утилитаризма. Суть ее в том, что над человеком  господствуют два начала – страдания и удовольствия, польза же состоит в их разумном сочетании. Каждый должен сам заботиться о себе и тогда появится возможность достичь счастья для большинства людей.

   Другую точку зрения относительно возникновения государства высказывал англичанин Томас Гоббс (1588 – 1679 г.г.). В знаменитом труде « Левиафан» ( это мифическое чудище – полурыба – полубегемот, которому он уподобляет государство),он говорит, что людей объединяет в государство страх. Государство по Гоббсу – это война всех против всех. Люди передают свои права монарху в обмен на порядок, который тот устанавливает в обществе. Сильное государство избавляет людей от недостатков, от страха.  Воля государя  свободна и абсолютна, но не тотальна. Свобода  состоит в том, чтобы делать то, что не запрещено законом. [39]

   Жан – Жак Руссо  (1712 – 1778 г.г.) в произведении «Общественный договор» писал, что государство возникает на основе общественного договора между людьми. «Естественные» индивиды становятся «моральными», взяв на себя обязанность соблюдать законы, моральные понятия и каждый, передавая в общее достояние свою личность, превращается в нераздельную часть целого. Условием договора служит социальное равенство. Руссо отвергает  неравномерное распределение частной собственности, считая частную собственность не естественным правом. Именно на основании этого вывода устанавливается в конце ХУ111 века во Франции якобинская диктатура. В противоположность  либеральной идее компромисса интересов, Руссо выдвигает принцип народного суверенитета как власти, направляемой общей волей.[40]

   Консервативное течение в политической мысли связано прежде всего с именем английского ученого Эдмунда Берка (1729 –1797 г.г.), который на основе опыта Великой Французской революции пришел к выводу о недопустимости свержения государства. Цивилизация слишком хрупка, недостатки государства – «раны отца» и лечить их надо бережно, реформы проводить медленно, продуманно и постепенно. Парламентаризм ( меньшинство), должны управлять большинством «в благожелательной форме».Таким образом, Берк выступал за сохранение существующего строя, за сохранение статус скво.    Иначе смотрели на эти вопросы социалисты-утописты. Данное направление политической мысли возникло в противовес либерализму и консерватизму и суть его была в критике существующего строя.. Классический утопический социализм связан с именами Т.Мора, написавшего книгу « Утопия» и  Т. Кампанеллы, опубликовавшего свое произведение «Город Солнца». Их последователями явились  французские социалисты-утописты Мелье, Мабли, Морелли ( ХУ111 век ), а затем Шарль Фурье, Анри Сен-Симон, англичанин Роберт Оуэн. Воззрения их на общественное устройство отличились следующими моментами: отрицание частной собственности, принижение роли таких фундаментальных общественнополитических институтов как государство, семья, политику они объявляли бесполезным занятием, а жить предлагали коммунами как Оуэн или фалангами как Фурье. Кстати, свои идеи они пытались внедрить на практике.[41]

   Английский экономист и государственный деятель  Джон Стюарт Милль (1806 –1873 г.г.) так же часто высказывался в духе утопического социализма. Так, он выступал против частной собственности и неравенства, за социальную справедливость и против революционного насилия. В работе «Размышления о представительном правлении» он писал о позитивной роли государства, в котором правила бы образованная элита на основе пропорционального представительства. Социализм он считал недостижимым идеалом.    Другой позиции придерживалась немецкая классическая философия, возникшая в стране с сильными феодальными пережитками  и ориентированная сразу против революции, за медленные преобразования. Ее представители И.Кант (1724 – 1804 г.г.),Фихте (1762 –1814 г.г.), Шеллинг (1775 –1854 г.г.), Гегель (1770 –1831 г.г.), Фейербах (1804 –1872 г.г.).    Иммануил Кант выражал антифеодальные настроения  нарождающейся немецкой буржуазии, но боялся демократических реформ. Выступал за незыблемость частной собственности,  за гражданское равенство, гражданскую самостоятельность и индивидуальность, являлся пацифистом, сторонником мирного разрешения конфликтов.    За  господство частной собственности, против помещиков-латифундистов, за идеальное государство выступил немецкий философ Фихте.  В своей работе «Идеальное государство» он писал, что  деньги необходимо тратить на культуру и оборону, что главными силами страны являются производители, купцы, художники, а особая роль принадлежит арийской расе.

   Компромиссную позицию между дворянством и нарождающейся буржуазией занимал другой философ – Шеллинг.

   Великий немецкий философ Георг Вильгельм Фридрих Гегель в своих трудах « Философия духа», «Философия права», «Философия истории» обосновал учение о  диалектике – о всеобщем развитии. Но развитие он понимал, как развтие идеи, духа, а прусское государство объявил завершением всего исторического процесса, самым совершенным на Земле. Преувеличивал роль монархии, массы считал дикими и неуправляемыми, войну называл благом. При этом был резко настроен против революции, предпочитая реформистский путь развития общества.[42]

   Идеалистическую диалектику Гегеля дополнил материализм Людвига Фейербаха [43], который  представлял демократическую часть немецкой буржуазии и выступил против монархии, за республику, но непременно буржуазную республику с сохранением частной собственности.

   Надо сказать, что тема человека и конфликта активно развивалась в немецкой философии и в дальнейшем. Так, Ф.Ницше (1844 –1900 г.г.) выдвинул лозунг о превосходстве арийской расы [44], а О.Шпенглер (1889 –1936 г.г.) в своей книге «Закат Европы» пессимистически изобразил грядущее этого континента в силу роста агрессивности, стремлений к военному господству, обострения противоречий в западном обществе.

   В США  в конце ХУ11 века возникает течение  буржуазных просветителей  ( Джефферсон – 1743 – 1826 г.г., Мэдисон – 1751 –1836 г.г., Гамильтон – 1757 –1804 г.г.), которые теоретически разработали и на практике осуществили идеи демократии, суверенитета, политического равенства, прав и свобод личности. В 1789 году в Америке была принята Декларация прав человека и гражданина, по которой США живут до сих пор. Мэдисон создал теорию равновесисия трех ветвей власти при  демократии ( законодательной, исполнительной и судебной ) и систему сдержек и противовесолв, суть которой в том, что ни одна из ветвей власти не должна чрезмерно усиливаться. Гамильтон – лидер федералистов, выступал за сильную президентскую власть, считая главной функцией государства охрану частной собственности.[45]

   Большую роль в рассмотрении вопросов, связанных с демократией сыграл французский ученый Алексис Токвиль  (1805 – 1859 г.г. ), написавший фундаментальную книгу «О демократии в Америке».[46] Выделив два преимущества демократии – благополучие большинства граждан и обеспечение  политических свобод, Токвиль указал на недостатки этого строя  (например, на деспотизм большинства, диктующего свою волю меньшинству).          Позитивисткое направление было представлено французским ученым Огюстом Контом

(1798 –1857 г.г.), основоположником социологии и английским философом Гербертом Спенсером (1820 –1903 г.г.). Позитивизм  означал полное освобождение человеческого разума от гнета религии и переход его на научную стадию мышления. Трехстадийный закон Конта, опубликованный им в «Системе позитивной политики» делил всю историю  человечества на три ступени состояния умов: теологическую (система теократии, жрецы, войны, насилия, наследственныек монархии); метафизическую (время «критической эпохи» – революции, господство юристов и литераторов, приход к власти некомпетентных людей посредством демократии); научную или позитивную, (когда правит промышленная социократия, философы-позитивисты, банкиры, технические специалисты, формулой этого строя становится лозунг – порядок и прогресс, сильная власть, революции же объявляются патологиями).[47]

   Г.Спенсер сравнивает общество с человеческим организмом, выступает за социальный дарвинизм. Правительство, напрмер, следуя его теории – мозг , торговля – кровеносные сосуды и т. д. Государство он считает необходимым злом, он противник вмешательства государства в экономику и некоторые другие сферы деятельности общества.[48]

   Уже  в конце второго периода развития политологии как науки, на рубеже Х1Х –ХХ веков творили такие великие мыслители как  Макс Вебер, Эмиль Дюркгейм, итальянские политологи Парето и Моски. 

   Видный немецкий социолог Макс Вебер (1864 –1920 г.г.) предложил три типа политического господства: харизматический – обожествление лидера, традиционный – патриархальный, легальный или правовой – правление на основе закона. Он же разработал понятие легитимность, то есть законность, охарактеризовал бюрократию, причем даже несколько идеализируя ее, подробно описал протестантизм и подчеркнул его особую роль для буржуазии.[49]

   Французский ученый Эмиль Дюркгейм (1858 –1917 г.г.) ввел понятие аномии – особого нравственно-психологического состояния общества, когда возникает противоречие между провозглашаемыми целями и невозможностью их осуществить, когда попирается мораль и законность, порядок и религиозные заповеди, нормы человеческого общежития и возрастают самоубийства. Как средство борьбы против аномии он предложил теорию солидарности, общности людей.[50]

   Теорию элит – привилегированного слоя, который правит государством разработали Вильфредо  Парето и Гаэтано Моска. Они ввели понятие дихотомии – деления общества на два класса – управляющих и управляемых и вывели закон кругооборота или формирования элит. Элиты можно условно подразделить на «лис» и «львов» по аналогии с животным миром. «Лисы» – хитрые, комбинаторные политики, действующие в период модернизаций, реформ и перемен. А «львы» – твердые  политики, прямолинейные ретрограды, они  нужны в  эпоху застоя, когда политика неизменна. В лучшем случае возможно сочетание тех и других качеств и черт.[51]

Список использованной литературы:

  1. Арон Д. Демократия и тоталитаризм. М. 1996.
  2. Барулин В.С.  Социальная философия. В 2 частях. М.: Изд – во МГУ. 1993.
  3. Белов  Г.А. Политология. М.: Наука. 1994.
  4. Бердяев Н.А.  Судьба России. М. 1990.
  5. Борисов Л.П.  Политология: Учебное пособие для студентов. М.: Белые альвы. 1998.
  6. Введение в политологию. Учебное пособие для  10 – 11 классов общеобразоват. уч. зав.

Под ред К.С.Гаджиева и др. М.: Просвещение. 1995.

  • Вебер М. Избранные произведения. М. :Прогресс. 1990.
  • Власть и демократия: Зарубежные ученые о политической науке. Под ред. А.П.Цыганкова. М. 1992.
  • Восленский М.С. Номенклатура. Господствующий класс Советского Союза.М.: Сов. Россия совм. с МП «Октябрь». 1991.
  • Гаджиев К.С. Политическая наука. Пособие для преподавателей, аспирантов и студентов гуманитарных факультетов ( Серия «Обновление гуманитарного образования в России Д.Сороса ) М. 1994.
  • Гончаров Д.В., Топтарева И.Б. Введение в политическую науку. М. Юрист. 1996.
  • Денисюк Н.П., Соловей Т.Г.  Политология: Курс лекций. М. :Терра. 1997.
  • Демидов А.И., Федосеев А.А.  Основы политологии. М.: Высшая школа. 1995.
  • Дорожкин Ю.Н. и др. Политология : Курс лекций для студентов Уфимского государственного нефтяного технического университета. В 3 частях.  Уфа. УГНТУ. 1996 / 1997.
  • Иксанова Ф.А., Садриве М.М. Краткий курс лекций по политологии для студентов  высшей школы. Уфа. Башкирский Государственный Педагогический Институт. 1994.
  • Зеркин Д.П. Основы политологии. Ростов –на – Дону.: Феникс.  1997.
  • Каменская Г.В., Родионов А.Н. Политические системы современности. ( Серия «Обновление гуманитарного образования в России Д.Сороса) М. 1994.
  • Краснов  Б.И. Политология: учебное пособие. М. 1995.
  • Конституции зарубежных государств. Сб. М.: БЕК. 1997.
  • Конституция Российской Федерации. М.: ИНФРА – М. – НОРМА. 1998.
  • Лютых А.А., Тонких В.А. Политология : курс лекций. Воронеж. 1992.
  • Марченко М.Н.Политология. Курс лекций. Изд –во МГУ. М. 1993.
  • Мельник В.А.  Политология: Учебник. –  Мн.: Высшая школа.  1996.
  • Мировое развитие: век ХХ. Пособие для учителей и учащихся  старших классов школ, гимназий, лицеев. 2 изд.  М.: Алекс – Пресс. 1995.
  • Мурадян А.А.Двуликий Янус. Введение в политологию. М.: Изд – во Педагогическая Академия. 1994.
  • Никифоров Ю.Н. Политология. Курс лецкий. Уфа. Башкирский университет. 1993.
  • Панарин А.С.  Введение в политолоогию. Учебное пособие для преподавателей ср. шк.. М.: Новая школа. 1994.
  • Панарин А.С.  Политическая система современности. М. 1997.
  • Паренти М. Демократия для немногих. М. 1990.
  • Политическая теория и политическая практика. Словарь –справочник. ( Серия «Обновление гуманитарного образования в России Д.Сороса ). М. 1994.
  • Политическая система и политическая жизнь общества. Лекции по курсу Политология под ред. Калины В.Ф. М. 1991.
  • Политология. Учебное пособие под ред .Клементьева Д.С. М.: Знание. 1997.
  • Политология: Энциклопедический словарь под ред. Ю.И.Аверьянова.М.: Изд – во Коммерческий университет. 1993.
  • Пугачев В.П. Основы политологии. В 2 частях.М. 1993.
  • Пугачев В.П., Соловьев А.М. Введение в политологию. М.: Аспект – Пресс. 1998.
  • Радугин А.А. Политология :учебное пособие. М. 1997 и 1999 .
  • Токвиль А. Демократия в Америке. М. 1992.
  • Цыганков А.П. Современные политические режимы: структура, типология, динамика. Серия «Обновление гуманитарного образования в России» Д.Сороса. М. 1995.
  • Хабермас Ю. Демократия.Разум. Нравственность.( Лекции и интервью). М.:Наука. 1992.
  • Хайек Ф.А. Дорога к рабству. Новый мир. 1991. №№ 7 – 8.

О MUHAMMAD SALOH

Один комментарий

  1. My brother recommended I might like this website. He was
    totally right. This post truly made my day. You can not imagine simply how much time I had
    spent for this info! Thanks!

  2. Привет, приглашаю тебя на форум с тысячами курсов по
    смешным ценам. Авторские, уникальные курсы в складчину по наверное самым низким ценам на рынке.
    Заходи https://bit.ly/32ob7K0 тебе тут рады.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.