Марксистская концепция политики и ее место в современном мире

  Важно подчеркнуть, что ныне марксизм рассматривается как одно из направлений общественно-политической мысли, а не в традиционном его противопоставлении западной «буржуазной» политологии. В нашей стране теорию марксизма долгое время отождествляли с политической доктриной, а это принципиально разные вещи. Марксизм возник в Европе в середине Х1Х века в связи с тем, что тогдашнее капиталистическое общество раздиралось противоречиями, в нем царила классовая борьба и ненависть, средние слои населения были незначительными, люди делились на очень богатых и очень бедных. Источниками появления марксизма стали диалектика Гегеля, материализм Фейербаха и утопический социализм.

К.Маркс ( 1818 –1883 г.г.) и Ф.Энгельс (1820 –1895 г.г.) впервые высказали точку зрения о материалистическом понимании истории. Общество для них не порождение духа, первооснова его – материальное производство и бытие, следовательно, определяет сознание. Главной идеей марксизма в политической области  стали теоретические положения о классовой природе государства, о приоритете экономики над политикой. По Марксу  политическая власть есть порождение экономической власти, класс, которому принадлежит экономическая власть, неизбежно завоюет и политическую власть.  И политику он трактует как отношение классов, связанную с реализацией их интересов и целей. Политическое движение – это движение класса, который стремится осуществить свои интересы. И общеклассовые интересы  в соответствии с марксизмом  являются интересами  политическими Большое внимание классики марксизма-ленинизма уделяли проблеме политического насилия. Государство есть не что иное, как концентрированное и организованное насилие. Насилие по Марксу – “повивальная бабка всякого старого общества, когда оно беременно новым “. И революционное насилие правомерно, так как  господствующие классы добровольно  не уступают своей власти.[52]       

   Каковы исторические судьбы марксизма? Глубинная логика  исторического развития неомарксизма определяется поисками ответа на вопрос: каким образом марксизм может быть одновременно концепцией действия революционного субъекта ( история как классовая борьба) и концепцией эволюци и функционирования объективных общественных структур (история как  движение противоречия производительных сил и производственных отношений).

   С начала ХХ века  у последователей Маркса выделилось два отдельных направления – ревизионизм ( Э.Бернштейн – 1850 –1932 г.г. и К.Каутский – 1851 –1938 г.г.), выступавшее за малые реформы и постепенное развитие общества без революций и потрясений и ленинизм (В.И.Ленин – 1870 –1924 г.г.), внедривший на практике положения марксизма о диктатуре пролетариата.

Ревизионисты справедливо считали, что для осуществления пролетарской революции, в стране нужны определенные социально-экономические предпосылки, чего не было в России в 1917 году. Но Ленин развил учение К.Маркса в новых исторических условиях и вывел положение о том, что социализм может победить в слабой цепи империализма (а Россия и была таким слабым местом). В.Г.Плеханов, известный марксист, предостерегал от коммунистических экспериментов, могущих привести к обновленному царскому деспотизму на коммунистической подкладке.

   Представителями постмарксизма за рубежом были итальянец  А.Грамши (1891 –1937 г.г.), считавший, что от марксизма следует отделить утопические идеи об упразднении частной собственности и рынка; кроме того Д.Лукач (“История и классовое сознание” ), К.Корш ( “ Марксизм и философия”) и франкфуртская школа. Франкфуртская школа – М.Хоркхаймер и Т.Адорно  в 30 –40 годы ХХ века стали теоретиками гегельянизированного марксизма. [ 53 ] Коренной проблемой по их нению становится не преодоление отчуждения, а то, что у человека нечего отчуждать, то есть то, что он не способен к свободе 

   В 50-60 годы ХХ века возникают течения “индивидуалистического марксизма” – фрейдомарксизм ( Э.Фромм и Г.Маркузе), экзистаенциалистский марксизм (М.Мерло-Понти, Ж.П.Сартр), феноменологический марксизм ( Э.Пачи и П.Пиччоне). Они стремились выявить потенциал освобождения человека, которое можно достичь постоянным “нет” объективности и бунтом как единственным средством  удержания свободы. Причем, если такая революция произойдет, это будет революция люмпенов, проституток, наркоманов, преступников.

   С середины 60 годов ХХ века начинается течение “новых левых” (представитель

Ю.Хабермас), которые хотят избавить марксизм от крайностей, трансформировать его на основе герменевтики, информационных технологий, естественных наук и прикладной социологии и политологии. “Новые левые” пытались очистить марксизм от ленинизма, положений о диктатуре пролетариата, революции.

   Тогда же распространяется структуралистический марксизм (Л. Альтюссер,М.Годелье, в области политической теории –Н.Пуланцас). Суть данной теории в том, что индивид и  социальные группы выступают лишь как носители предписанных логикой  форм взаимодействия и противостояния общественных структур.

   В 80 годы ХХ века неомарксизм развивается в Англии, США, Италии, Франции как особая тенденция в области политической экономии, имеющую ярко выраженную антипозитивистскую направленность ( Ч.Р.Миллс, А.Гоулдиер, П.Баран, П.Сулзи и др.)    Во Франции выходит журнал “Актуальный Маркс”. Характерная черта неомарксизма то, что он распространяется в кругах левой  интеллегенции, в университетах, но за всю свою долгую истогрию не выходит в реальную политическую жизнь за редкими исключениями. Разработка тактики и стратегии политической борьбы остаются его слабыми пунктами.   Есть ли будущее у марксизма и неомарксизма? Безусловно, человеческая политическая мысль должна заимствовать все ценное, созданное марксизмом и марксизм нельзя вычеркнуть из истории человечества. При этом существует множество разных точек зрения на этот вопрос. Одни говорят, что марксизм утопичен, неосуществим, нереален. Другие, что он с самого начала был неверной теорией. Третьи, что сегодня марксизм уже не в состоянии служить обществу. Четвертые, что многие положения марксизма – идеи социальной справедливости, солидарности, экономические постулаты, нужно учитывать в современном мире.

   В заключении анализа марксистской политической теории, можно предложить 5 основных направлений марксизма: 1. Утопический, созданный социалистами-утопистами; 2. Научный или кабинетный, созданный .Марксом и Ф.Энгельсом; 3. Христианский, основоположники его С.Н.Булкагов и Н.А.Бердяев;  4. Действительный, построенный в нашей стране; 5. Реальный – социал-реформистский, построенный в Швеции. У власти в капиталистической Швеции социал-демократическая партия, там бесплатное образование, здравоохранение,  8-часовой рабочий день, 5-недельный оплачиваемый отпуск, нормы распределения жилья 45 квадратных метров на человека ( 2 комнаты) и т.д. и т.п. Таким образом, социалистическая идея нашла свое реальное выражение в практике современного социал-реформизма.[54]

Список использованной литературы:

  1. Арон Д. Демократия и тоталитаризм. М. 1996.
  2. Барулин В.С.  Социальная философия. В 2 частях. М.: Изд – во МГУ. 1993.
  3. Белов  Г.А. Политология. М.: Наука. 1994.
  4. Бердяев Н.А.  Судьба России. М. 1990.
  5. Борисов Л.П.  Политология: Учебное пособие для студентов. М.: Белые альвы. 1998.
  6. Введение в политологию. Учебное пособие для  10 – 11 классов общеобразоват. уч. зав.

Под ред К.С.Гаджиева и др. М.: Просвещение. 1995.

  • Вебер М. Избранные произведения. М. :Прогресс. 1990.
  • Власть и демократия: Зарубежные ученые о политической науке. Под ред. А.П.Цыганкова. М. 1992.
  • Восленский М.С. Номенклатура. Господствующий класс Советского Союза.М.: Сов. Россия совм. с МП «Октябрь». 1991.
  • Гаджиев К.С. Политическая наука. Пособие для преподавателей, аспирантов и студентов гуманитарных факультетов ( Серия «Обновление гуманитарного образования в России Д.Сороса ) М. 1994.
  • Гончаров Д.В., Топтарева И.Б. Введение в политическую науку. М. Юрист. 1996.
  • Денисюк Н.П., Соловей Т.Г.  Политология: Курс лекций. М. :Терра. 1997.
  • Демидов А.И., Федосеев А.А.  Основы политологии. М.: Высшая школа. 1995.
  • Дорожкин Ю.Н. и др. Политология : Курс лекций для студентов Уфимского государственного нефтяного технического университета. В 3 частях.  Уфа. УГНТУ. 1996 / 1997.
  • Иксанова Ф.А., Садриве М.М. Краткий курс лекций по политологии для студентов  высшей школы. Уфа. Башкирский Государственный Педагогический Институт. 1994.
  • Зеркин Д.П. Основы политологии. Ростов –на – Дону.: Феникс.  1997.
  • Каменская Г.В., Родионов А.Н. Политические системы современности. ( Серия «Обновление гуманитарного образования в России Д.Сороса) М. 1994.
  • Краснов  Б.И. Политология: учебное пособие. М. 1995.
  • Конституции зарубежных государств. Сб. М.: БЕК. 1997.
  • Конституция Российской Федерации. М.: ИНФРА – М. – НОРМА. 1998.
  • Лютых А.А., Тонких В.А. Политология : курс лекций. Воронеж. 1992.
  • Марченко М.Н.Политология. Курс лекций. Изд –во МГУ. М. 1993.
  • Мельник В.А.  Политология: Учебник. –  Мн.: Высшая школа.  1996.
  • Мировое развитие: век ХХ. Пособие для учителей и учащихся  старших классов школ, гимназий, лицеев. 2 изд.  М.: Алекс – Пресс. 1995.
  • Мурадян А.А.Двуликий Янус. Введение в политологию. М.: Изд – во Педагогическая Академия. 1994.
  • Никифоров Ю.Н. Политология. Курс лецкий. Уфа. Башкирский университет. 1993.
  • Панарин А.С.  Введение в политолоогию. Учебное пособие для преподавателей ср. шк.. М.: Новая школа. 1994.
  • Панарин А.С.  Политическая система современности. М. 1997.
  • Паренти М. Демократия для немногих. М. 1990.
  • Политическая теория и политическая практика. Словарь –справочник. ( Серия «Обновление гуманитарного образования в России Д.Сороса ). М. 1994.
  • Политическая система и политическая жизнь общества. Лекции по курсу Политология под ред. Калины В.Ф. М. 1991.
  • Политология. Учебное пособие под ред .Клементьева Д.С. М.: Знание. 1997.
  • Политология: Энциклопедический словарь под ред. Ю.И.Аверьянова.М.: Изд – во Коммерческий университет. 1993.
  • Пугачев В.П. Основы политологии. В 2 частях.М. 1993.
  • Пугачев В.П., Соловьев А.М. Введение в политологию. М.: Аспект – Пресс. 1998.
  • Радугин А.А. Политология :учебное пособие. М. 1997 и 1999 .
  • Токвиль А. Демократия в Америке. М. 1992.
  • Цыганков А.П. Современные политические режимы: структура, типология, динамика. Серия «Обновление гуманитарного образования в России» Д.Сороса. М. 1995.
  • Хабермас Ю. Демократия.Разум. Нравственность.( Лекции и интервью). М.:Наука. 1992.
  • Хайек Ф.А. Дорога к рабству. Новый мир. 1991. №№ 7 – 8.

О Main Aditor

Здравствуйте! Если у Вас возникнут вопросы, напишите нам на почту help@allinweb.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.