История политической мысли России в 1Х –ХХ веках

   Российская политическая мысль имела свое неповторимое, ярко выраженное своеобразие, предопределенное несколькими моментами:

  1. Прогрессивная политическая идея в России сочеталась с отсталым экономическим базисом, поскольку капитализм в дореволюционной Руси всегда был ослаблен крепостническими пережитками.
  2. Своеобразие политической мысли вызывало и особое геополитическое и географическое положение страны, которая находилась между Европой и Азией и  являлась как бы дрейфующим обществом, склоняясь то к Западу, то к Востоку.
  3. У российского народа наблюдалась большая степень несвободы, чем у европейских народов, вплоть до середины Х1Х века в России сохранялось крепостничество и тирания монарха. Это вызывало к жизни сопротивления, крестьянские бунты, оппозицию прогрессивно настроенной интеллигенции, политическую ангажированность всей жизни российского общества.

Каковы же этапы развития политической мысли России?

   Прежде всего, с 1Х  и до ХУ века в стране преобладали идеи независимости, централизации государства, сильной  княжеской власти. Первым политическим произведением на Руси можно считать произведение митрополита Иллариона «Слово о законе и благодати», «Повесть временных лет» и законы «Русская Правда», созданные при Ярославе Мудром.

Период феодальной раздробленности дал свои уроки и они были осмыслены в «Слове о полку Игореве».

Второй этап – ХУ –ХУ111 века, времена Ивана Грозного, Петра 1 и Екатерины 11. В ХУ1 веке псковским монахом Филофеем была выдвинута идея «Москва – 111 Рим» после разрешения Иваном 111 спора между иосифлянами и нестяжателями о роли церкви в государстве. Иосиф Волоцкий выступал за то, что церковь может иметь собственность, земли, заводы, заниматься предпринимательством, а Нил Сорский  утверждал, что церковь ведает лишь духовными делами и мирскими заниматься не должна. Спор между  ними  был решен Иваном 111 в пользу иосифлян и в благодарность за это церковные служители и создали теорию о Москве – Третьем Риме. Был Первый Рим, но его в пятом веке разрушили варвары, был Второй – Византия, но ее взяли турки-сельджуки и случилось  такое из-за унии Византии с католичеством и Москва – Третий Рим и  четвертому не бывати.

  В правление Ивана 1У были написаны такие политические произведения, как «Большая челобитная» и «Сказание о Магомет-султане» Ивана Пересветова и «История о великом князе Московском»  А.М. Курбского. В них получила свое теоретическое подтверждение опричнина. На примере Турции И.И.Пересветов показывал, какова роль тамошних янычар – личной гвардии паши, как вельможи (то есть знатные бояре) разрушали империю и как решено было их уничтожить. Иван Грозный стал первым царем России.

   Но абсолютной власть царя стала во времена Петра 1. Юрий Крижанич («Политика»), Иван

Посошков ( «Книга о скудности и богатстве»), Феофан Прокопович (« Правда воли монаршей») писали свои произведение именно в обоснование абсолютизма. Причем, последний, писал о праве монарха самому выбирать наследника.

   В период правления просвещенного абсолютизма ( Екатерины 11) политическая мысль Росси разделилась на три направления: консервативное (В.Н.Татищев, М.М.Щербатов) защищали дворянские привилегии, крепостничество и олигархическое государство; либеральное ( Я.П. Козельский, С.Е. Десницкий, Н.И.Новиков) – выступали за представительную монархию и осуждали крепостничество; радикальное ( А.Н.Радищев) – активно пропагандировали суверенитет, права граждан, общественный договор, критиковали общественный строй.

   Третий этап развития политической мысли в России –  первая половина Х1Х века. Это время  реформ М.М.Сперанского и восстания декабристов в декабре 1825 года во время династического кризиса власти. В 30 –40 годы Х1Х века возникает движение просветительства ( П.Я.Чаадаев), в 40 –50  годы – западники (Т.Н Грановский, А.И.Герцен,

Н.П. Огарев, В.Г. Белинский)  и славянофилы (А.С.Хомяков, братья К.С. и И.С. Аксаковы, Ю.Ф.Самарин, И.В. и П.В. Киреевские). Тогда же активизируются революционерыдемократы ( В.М.Петрашевский, Ф.М. Достоевский).

   Четвертый этап – вторая половина Х1Х века, пореформенная Россия. Отмена крепостничества способствовала развитию капитализма и рождению новых направлений политической мысли. В 60 – 70 годы появились разночинцы, не владевшие землей и крестьянами и считавшие личный труд источником жизни. Они, как правило, получали высшее образование и, если в начале Х1Х века их было 20 тысяч человек, то  к концу Х1Хвека их насчитывалось уже 85 тысяч.

  Некоторые представители революционеров-демократов (А.И. Герцен, Н. Г. Чернышевский) хотели сократить путь перехода к социализму и придти к нему, минуя капитализм, через крестьянскую общину.

   Другие (Д.И.Писарев) видели выход в нигилизме, всеобщем отрицании, признании мерилом всего только естественные науки типа биологии, когда истину можно установить опытным путем.

   В то же время возникает и народничество, предпринимается неудачная попытка «хождения в народ». Народничество делится на три ветви: пропагандистское (П.Л.  Лавров), анархистское (М.А. Бакунин) и заговорщическое (П.Н. Ткачев). Если первые выступают за мирную пропаганду своих взглядов среди крестьян, то вторые – за организацию крестьянского бунта, а третьи – за создание партии революционеров-профессионалов, которые завоевывают власть посредством заговора и военного переворота.

   В 1876 году возникла организация «Земля и воля», в 1879 году она разделилась по методам борьбы на «Черный передел» – который стоял за мирный путь ведения  борьбы  во главе с Г.В.Плехановым и «Народную волю» – в ее составе С.Л.Перовская, А.И.Желябов,

Н.И.Кибальчич, Т.М. Михайлов, Н.И.Рысаков, стоявшие за террор.

   В 80 – 90 годы Х1Х века в Россию проникает марксизм. В 1883 году  была создана группа «Освобождение труда», затем  Южнороссийский и Северный союзы борьбы за освобождение рабочего класса.

   Г.В.Плеханов, возглавивший за границей группы «освобождение труда» и перешедший от народничества к марксизму, позднее писал: « Теория Маркса, подобно ариандниной нити, вывела нас из лабиринта противоречий, в которых билась наша мысль».Он опубликовал книги «Социализм и политическая борьба» и « Наши разногласия», в которых развенчал народничество и разъяснял положения марксизма.

   Наряду с распространением марксистских кружков в России, в начале ХХ века активизировалось и неославянофильство во главе с Л.Н.Толстым, провозгласившим идею

«богочеловечества» и непротивления злу насилием.[ 55 ]

   Пятый период развития политический мысли в России можно назвать большевистским и дооктябрьским. Наряду с ленинизмом, тогда существовал русский либерализм  (

Н.А.Бердяев, П.Н.Милюков). Русские либералы полагали, что политику нельзя считать центром жизни, нужно довести ее до растворения в религии и культуре, революцию объявляли злом, а марксизм –  лжерелигией  В 1909 году вышел в свет сборник «Вехи», где многие русские интеллигенты выступили против революции и марксизма.

   Твердые искровцы, большевики ( это движение появилось после раскола  РСДРП в 1903 году на меньшевиков и большевиков – по числу избранных представителей в  центральный орган партии ) взяли на вооружение теорию ленинизма. Они считали, что В.И..Ленин развил марксизм применительно к условиям России. Суть нововведений была такова:

гиперболизация положения о революции и диктатуре пролетариата, утверждение, что социализм может победить без соответствующих экономических предпосылок даже в слабой, неразвитой стране в период империализма –новой стадии развития капитализма, что главное – захват власти и уничтожение основ предшествующего строя. При этом В.И.Ленин искусно манипулировал  интересами и чаяниями народных масс, призывая их к миру ( превращению войны империалистической в войну гражданскую), обещая хлеб голодным, фабрики и заводы  – рабочим, землю – крестьянам.

Популярность большевиком позволила им придти к власти посредством  военного переворота в октябре 1917 года и страна надолго попала под гнет большевистской диктатуры. Советские ученые-обществоведы, к сожалению, не смогли использовать политологические идеи начала ХХ века, например, методологию анализа истории русского государства В.О.Ключевского, пятитомный труд Б.Н.Чичерина «История политических учений», политическую социологию М.Я.Острогорского и многое другое.[ 56 ]

   Шестой этап развития политической мысли в России – это 70 лет существования Советской власти. Наша стрна прошла через сталинизм, административно-командную систему, тоталитаризм. В 30 –40 годы ХХ века у нас царила  сверхэксплуатация человека человеком, две трети созданной стоимости отчуждалось от производителя, государство во главе с одной партией и харизматическим вождем осуществляло тотальный контроль над всеми сторонами жизни, человек был прикреплен к одному месту проживания, рынок был ограниченный и деформарованный. Игнорирование человека, уничтожение людей в лагерях, показательные суды над «врагами народа» –таково истинное лицо социализма, построенного в СССР.

Политология как наука была забыта, история России преподносилась в духе учебника «Краткий курс истории ВКП (б)», архивы большинство документов поместили в спецхраны, возглавлялись архивы работниками НКВД. Во времена «хрущевской оттепели» наметились слабые сдвиги в сторону демократизации страны, но политической науки это не коснулось. Застойный период  Л.И.Брежнева показал, что с инакомыслием можно  бороться при помощи психиатрических больниц, книги по истории и политике были настолько однотипны и стандартизированы, что прочитав одну, можно было получить представление обо всех остальных ( те же цитаты, тот же стиль, никакой живой мысли). [ 57 ]

   Политология в советское время долго оставалась за пределами внимания общественной мысли, так как

  1. Политическая сфера была уделом избранных, вождей, а простые массы в ней не участвовали. Выборы были формальными, безальтернативными, а провозглашение народа реальным субъектом власти являлось фикцией.
  2. При господстве административно-командной системы политические законы, закономерности политического процесса игнорировались, господствовали лишь субъективистские методы принятия решений.
  3. Политология была объявлена «буржуазной» наукой, парламент – «буржуазной говорильней», буржуазная демократия –лжедемократией.
  4. Политология оставалась невостребованной, так как не было политической традиции, а сползание к диктатуре и тоталитаризму затушевывали «преимуществами социализма». Это привело к застою политологической мысли в стране.
  5. Сам человек являлся простым носителем рабочей силы, винтиком, который ничего не определял, не играл роли в государстве.

   Седьмой этап развития политической мысли в России – 80 – 90 годы ХХ века характеризуется возрождением политологии как науки. Появились новые имена – Азаров, Бурлацкий, Пугачев, Ковлер, Марченко, Ципко. Однако это дело было связано со многими трудностями. Прежде всего, было мало квалифицированных политологов, некоторые из них ориентировались на сиюминутные интересы, страдали популизмом, другие предъявляли необоснованные амбиции на  власть, третьи занимались переоценкой ценностей и идеалов, продолжались попытки деления политологии на буржуазную и социалистическую. Наша страна всегда была сильно политизированной, но в переходный момент, во время осуществления процессов модернизации и демократизации российского общества, значение политического фактора еще более возросло.

   В настоящее время политология как учебная дисциплина ввела в школах, лицеях, техникумах, колледжах, вузах. Это привело к гуманизации учебно-воспитательного процесса, к повышению гражданской активности, уровня политической культуры, появлению молодых людей с нестандартным политическим мышлением, самостоятельных и независимых суждений, к самоутверждению в политике нового молодого поколения. В развитии политической мысли в России в настоящий период времени остается множество нерешенных проблем и задач, политология активно развивается и совершенствуется, она необходима и в прикладной и в научной сфере.

Список использованной литературы:

  1. Арон Д. Демократия и тоталитаризм. М. 1996.
  2. Барулин В.С.  Социальная философия. В 2 частях. М.: Изд – во МГУ. 1993.
  3. Белов  Г.А. Политология. М.: Наука. 1994.
  4. Бердяев Н.А.  Судьба России. М. 1990.
  5. Борисов Л.П.  Политология: Учебное пособие для студентов. М.: Белые альвы. 1998.
  6. Введение в политологию. Учебное пособие для  10 – 11 классов общеобразоват. уч. зав.

Под ред К.С.Гаджиева и др. М.: Просвещение. 1995.

  • Вебер М. Избранные произведения. М. :Прогресс. 1990.
  • Власть и демократия: Зарубежные ученые о политической науке. Под ред. А.П.Цыганкова. М. 1992.
  • Восленский М.С. Номенклатура. Господствующий класс Советского Союза.М.: Сов. Россия совм. с МП «Октябрь». 1991.
  • Гаджиев К.С. Политическая наука. Пособие для преподавателей, аспирантов и студентов гуманитарных факультетов ( Серия «Обновление гуманитарного образования в России Д.Сороса ) М. 1994.
  • Гончаров Д.В., Топтарева И.Б. Введение в политическую науку. М. Юрист. 1996.
  • Денисюк Н.П., Соловей Т.Г.  Политология: Курс лекций. М. :Терра. 1997.
  • Демидов А.И., Федосеев А.А.  Основы политологии. М.: Высшая школа. 1995.
  • Дорожкин Ю.Н. и др. Политология : Курс лекций для студентов Уфимского государственного нефтяного технического университета. В 3 частях.  Уфа. УГНТУ. 1996 / 1997.
  • Иксанова Ф.А., Садриве М.М. Краткий курс лекций по политологии для студентов  высшей школы. Уфа. Башкирский Государственный Педагогический Институт. 1994.
  • Зеркин Д.П. Основы политологии. Ростов –на – Дону.: Феникс.  1997.
  • Каменская Г.В., Родионов А.Н. Политические системы современности. ( Серия «Обновление гуманитарного образования в России Д.Сороса) М. 1994.
  • Краснов  Б.И. Политология: учебное пособие. М. 1995.
  • Конституции зарубежных государств. Сб. М.: БЕК. 1997.
  • Конституция Российской Федерации. М.: ИНФРА – М. – НОРМА. 1998.
  • Лютых А.А., Тонких В.А. Политология : курс лекций. Воронеж. 1992.
  • Марченко М.Н.Политология. Курс лекций. Изд –во МГУ. М. 1993.
  • Мельник В.А.  Политология: Учебник. –  Мн.: Высшая школа.  1996.
  • Мировое развитие: век ХХ. Пособие для учителей и учащихся  старших классов школ, гимназий, лицеев. 2 изд.  М.: Алекс – Пресс. 1995.
  • Мурадян А.А.Двуликий Янус. Введение в политологию. М.: Изд – во Педагогическая Академия. 1994.
  • Никифоров Ю.Н. Политология. Курс лецкий. Уфа. Башкирский университет. 1993.
  • Панарин А.С.  Введение в политолоогию. Учебное пособие для преподавателей ср. шк.. М.: Новая школа. 1994.
  • Панарин А.С.  Политическая система современности. М. 1997.
  • Паренти М. Демократия для немногих. М. 1990.
  • Политическая теория и политическая практика. Словарь –справочник. ( Серия «Обновление гуманитарного образования в России Д.Сороса ). М. 1994.
  • Политическая система и политическая жизнь общества. Лекции по курсу Политология под ред. Калины В.Ф. М. 1991.
  • Политология. Учебное пособие под ред .Клементьева Д.С. М.: Знание. 1997.
  • Политология: Энциклопедический словарь под ред. Ю.И.Аверьянова.М.: Изд – во Коммерческий университет. 1993.
  • Пугачев В.П. Основы политологии. В 2 частях.М. 1993.
  • Пугачев В.П., Соловьев А.М. Введение в политологию. М.: Аспект – Пресс. 1998.
  • Радугин А.А. Политология :учебное пособие. М. 1997 и 1999 .
  • Токвиль А. Демократия в Америке. М. 1992.
  • Цыганков А.П. Современные политические режимы: структура, типология, динамика. Серия «Обновление гуманитарного образования в России» Д.Сороса. М. 1995.
  • Хабермас Ю. Демократия.Разум. Нравственность.( Лекции и интервью). М.:Наука. 1992.
  • Хайек Ф.А. Дорога к рабству. Новый мир. 1991. №№ 7 – 8.

О MUHAMMAD SALOH

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.