Формы политического участия

Формы политического участия. Выборы. Избирательные системы.

   Политическое участие – это прежде всего совместные действия социально-политических сил в политическом процессе, это представительство и защита своих интересов с помощью определенных методов, средств и приемов, это реакция на политические события.

   Политический процесс – это динамическая сторона политической системы. Основа политического процесса – политическое поведение и действие. Политический процесс имеет три стадии: конституирование, или создание политической системы; функционирование (состоит из циклов принятия решений, реализации и контроля за их выполнением); и развитие, или смена политической системы.  

   Политическаая ситуация зависит от  многих условий:

  • политически стабильная обстановка;
  • реформаторская ситуация, которая может привести к конструированию новой политической системы, как в России в 90 годах ХХ века;
  • революционная ситуация, как в России в 1917 году;
  • политический застой, когда система не претерпивает изменений, как в СССР периода правления Л.И.Брежнева;
  • конфликтная ситуация, характеризающаяся столкновением политичских сил, как в России в октябре 1993 года (столкновение Верховного Совета и президента страны).

   Таким образом, политическое участие – вовлеченность в политический процесс.

   Основные формы политического участия: предвыборная активность, лоббистская деятельность, организационная активность, установление контактов, конфликтная форма участия (насилие – революция, гражданская война).

   Прослеживаются два типа политического участия – с высокой (ведение избирательных кампаний, участие в демонстраицях, насильственныхдействиях)  и низкой (подчиненеие закону, участие в голосовании, защита страны) степенью вовлеченности. Некоторые виды воздействия на власть большинство населения считает неподустимыми, это подкуп, подрывные акции, терроризм.

    Политическое участие может быть индивидуальным и коллективным, оргнизованным и стихийным, мирным и насильственным, законным и незаконным, эффективным и неэффективным, мобилизованным (под чьим-нибудь руковдством) и автономным ( каждый сам по себе).

   Процесс политизации личности связан с индивидуализированными условиями – с социальным статусом человека, его классовой принадлежностью, измерением которых может служить образование, доход, профессия. Индивиды, занимающие высокий уровень по этим показателям, демонстрируют  более высокую степень приверженности данной системе и проявляют большую политическую активность ( см таблицы 1 и 2). [85]

 АнглияИталияСША
Образование   
Начальное6,5 (593)5,7 ( 692)6,6 (339)
Среднее6,9 (322)6,6 (245)7,2 (443)
Высшее7,4 ( 48)6,4 ( 54)7,5 ( 188)
Общий показатель6,7 (963)6,0 (942)7,1 ( 970)
Профессия   
Неквалифицированн ые и фермеры6,6 (307)5,6 ( 339)6,7 ( 86)
Квалифицированные6,5 ( 279)5,9 ( 157)7,0 ( 392)
Малый бизнес7,0 ( 199)6,4 ( 229)7,3 ( 267)
Администрация7,3 (90)6,7 ( 43)7,6 ( 101)
Общий показатель6,7 ( 875)6,9 ( 760)7,1 ( 846)
Доход   
Низкий6,1 (115)6,1 ( 31)6,6 ( 980)
Средненизкий6,6 ( 377)6,1 ( 130)6,9 ( 90)
Средний6,8 ( 289)6,1 ( 130)6,9 (99)
Средневысокий7,1 ( 73)6,5 (97)7,3 ( 217)
Высокий7,2 (59)6,7 ( 62)7,3 ( 466)
Общий показатель6,7 ( 913)6,3 ( 541)7,2 ( 952)

Градация годовых доходов. ( очень высокие доходы исключены)

 Англия (фунты стерлингов)Италия (лиры)США (доллары)
Низкий300200 0001000
Средненизкий650400 0002000
Средневысокий15001000 0005000
ВысокийвышеВышевыше

   Немалую роль играют и социодемографические факторы – например, эмпирические исследования не раз доказывали, что женщины  проявляют меньшую политическую активность в сравнении с мужчинами. Влияние пола на участие в политической жизни страны в разных странах неодинаково. В традиционных обществах участие женщин значительно ниже. В странах, где невысоко уровень социально-экономического развития, тоже велик разрыв между мужчиной и женщиной в обладании реальными возможностями для участия в политической жизни.В модернизированных государствах значение и роль женщины выше, чем в менее модернизированных. Где низкие стандарты жизенного уровня, роль женщин принижена, они не имеют ни времени, ни средств заниматься политикой.Дело осложняется тем, что в глазах общественного мнения роль лиедра-политика зачастую ассоциируется с мужчиной.

   В вопросе о возрасте  общим для западных аналитиков являеться утверждение о том, что молодежь настроена более экстремистски, она поддерживает крайние политические взгляды, в то время как пожилые люди опираются на трезвый анализ общекства.

   Определенное влияние на характер политического участия  оказывает место жительства индивида – городские жители более активны, чем сельские. Но самые интенсивные впечатления о политическом участии индивиды получают в семье. Конечно, есть различия в статусе семьи. Так, семьи с высоким доходом и уровнем образования прививают более активный и ответственный тип политической культуры. Низкий статус семьи предопределяет некритическое восприятие власти, комформизм (соглашательство).    Но не только внешнее окружение индивида играет роль  в мотивации политического поведения. Многое зависит от того, кае человек воспринимает внешний мир, ведь реальный и воображаемый мир не всегда совпадают. Мы формируем аналог реального мира. Кроме того, вовлеченность в политику так же различна. Американские исследователи в 70 годах ХХ века выявили следующую зависимость в этой области [86]:

Высокая вовлеченностьНизкая вовлеченность  
МужчиныЖенщины
БелыеЧернокожие
От 35 лет и вышеМенее 35 лет
Высокий уровень образованияНизкий уровень образования
ГорожанеСельские жители
Члены многих организацийОтсутствие членства
Специалисты,бизнесменыНеквалифицированные рабочие

   Большинство людей хотят принимать участие в правительственных решениях, но, как ни  странно, ничего для этого не делают. Некоторые специалисты-политологи считают, что их затставляет воздерживаться рациональный подчсет выгод и затрат. Ведь резульататми участия пользуются все, поэтому велик соблазн воспользоваться этими результатами «за чужой счет».(Точка зрения А.Даунса в его книге «Экономическая теория демократии»). И все же многие предпочитают активное участие в политике, так как это способствует развитию и самоутвреждению личности, наполняет жизнь индивида смыслом и значимостью.

    Формы политического участия многообразны: голосование, участие в политических кампнаиях, контакты с политиками, участие в местной политическорй жизни, участие в конфликтах, движениях протеста, участие  в выборах, наконец, политическая апатия.    При голосовании инициатива исходит от небольшой части граждан, избиратели лишь голосуют за то, что примерно соответсвует их запросам.Результаты даже в лучшем случае будут весьма обобщенными, что облегчает манипулирование общественным мнением.

   Участие в политических кампаниях предполагает активное взаимодействие  с другими людьми, проявление большей инициативы.

   Роль личных контактов с политиками очень велика, это неконфликтный стиль общения, ориентированный на патрненрстов по любым проблемам, от глобальных (война в Чечне, Афганистане, на Балканах) до индивидуальных проблем.

    В структуре поведения избирателей американские политологи выделяют два измерения: активность и предпочтение. В США в 70 годах ХХ века активность избирателей выражалась следующим образом [87] – 

Активность

  • активисты в организациях ( 0,25%)
  • помощники ( 5%)
  • лидеры общественного мнения ( 25%)
  • голосующие ( от 25 до 35%)
  • неголосующие ( от 30 до 40%)
  • аполитичные (от 3 до 7%)

Предпочтение же отдавали  либо демократам, либо республиканцем, подразделяя их на стойких, слабых и независимых.

   К политической апатии ведет кризис участия – нежелание граждан участвовать в общественной жизни, равнодушие к ценностям демократии. В перходных системах главная причина  апатии –  недостаточно быстрые темпы введения гражданских свобод и образования организационных условий участия. Другая причина – отчуждение между избирателями и правительством, источником которой может быть бюрократизация  государственного управления, коррупция политиков. В модернизированных соревновательных системах признается, что  политическая система функционирует стабильно и в интересах  людей. Население не политизировано,  не ориентировано на конфликтное участие. Индивидуальное участие не имеет непосредственного значения, так как ситуация предсказуема. Вот эта политическая предсказуемость и становится причиной апатии в модернизированных системах.

   Эффективность политической системы зависит от политической активности граждан. В современном демократическом обществе основной формой активности большинства граждан являются участие в выборах, которые происходят регулярно ( через 4 года, или через 6 лет, через 12  как установлено законом).

   Президент обычно избирается на 4 года, считается, что такой срок достаточно для реализации своей программы. Местные органы власти тоже избираются на 4 года ( исключение составляет Германия –12 лет). Внеочередные выборы назначаются ввиду болезни политика, занимающего выборный пост.

   В демократических странах выборы проводятся на основе всеобщего  и равного избирательного права. В истории человечества борьба за всеобщее избирательное право связана с борьбой за отмену имущественного и образовательного ценза ( образовательный ценз сохранился сегодня в Латинской Америке, в Африке и Азии он отменен). Длительной была так же борьба за предоставление избирательного права женщинам.  В 1902 году всеобщее избирательное право для женщин с 21 года впервые провозгласила Австралия. В Финляндии оно было введено с 1906 года, в России с февраля 1917 года, в Англии – с 1918 года, в США – с 1920, в Италии –с 1945 года, в Швейцарии – с 1971 года, в Лихтенштейне – с1984 года.

   Кроме того, для кандидатов на высокие государственные посты существует высокий ценз оседлости, они должны прожить в стране не менее 15 лет.

Со дня официального объявления даты выборов, начинается предвыборная кампания: составляются списки избирателей, выдвигаются и регистрируются  кандидаты, идет предвыборная агитация, проводится голосованеи; по завершении избирательной кампании организуется подсчет голосов и подводятся итоги выборов. Выборы проводят по избирательным округам. Они создаются таким образом, чтобы каждый депутат избирался примерно равным числом жителей. Здесь нужно учитывать много факторов: административно-террирториальные границы, численность населения,  проживание этнических меньшинств и т.д. Обычно ссиски избирателей составляют местные органы власти, но иногда ( Малайзия,США) избиратели сами должны явиться на избирательные участки и зарегистрироваться.

   Существует несколько способов выдвижение кандидатов. В Англии, Бельгии, Дании достаточно подать заявление самого кандидата с несколькими подписями избирателей. Иногда нужна петиция от имени партии ( Австрия, Индия, Германия, Швейцария). Проводят и первичные выборы – праймериз ( ЮАР), чтобы выявит наиболее влиятельного кандидата. При регистрации вносится залог – материальное подтверждение серьезности намерений претендента. В Англии сумма залога – 1500 фунтов стерлингов,  в Индии –500 рупий, во Франции –1 тысяча франков. Залог не возвращается, если кандидат не получил миниум голосов.

   Большие средства тратятся на предвыборную кампанию, смысл которой  в том, чтобы избиратель познакомился с программами  претендентов и сделал осознанный выбор. Партии проводят митинги и собрания, выступают в прессе и на телевидении. Современная избирательная кампания – дорогостоящее предприятие, поскольку связано с прессой и телевидением. К этой работе широко привлекают социологов, психологов, политологов, пиерменов. Часть расходоа на предвыборную кампанию берет на себя государство. Предвыборная кампания заканчивается за день до голосования. Оно бывает тайным, в некоторых странах применяются специальные машины, чтобы избежать подтасовки результатов голосования.

    Существуют правила опредления результатов голосования, совокупность таких правил называется избирательной системой. 

   Основные избирательные системы, распространенные сегодня в мире – мажоритарная, пропорциональная и смешанная. 

   При этом мажоритарно избранным считается кандидат, набравший большинство голосов. Есть две разновидности мажоритарной систиемы –абсолютного и относительного большинства. При абсолютной системе побеждаетр кандидлат, набравший 50% голосов плюс один голос, при отновсительной системе побюеда отдается тому, кто набрал больше голосов, чем каждый из его соперников в отдельности. У мажоритарной системы имеютмся нгедостатки: при ее применении голоса, поданные сверх необходимых кандидату, не учитываются, оказываются лишними и предпочтение получает крупная партия, особенно при разобщенной оппозиции.При мажоритарной истеме возможна победа партии и получение ею большинства мест в парламенте, за которую проголосовало меньшинство избирателей. В осбенно трудные условия мажоритарная истема ставит мелкие партии. В настоящее время эта система применяется в Индии,Конго, Мексике, Танзании, Таиланде, Франции. Японии. В Англии, Канаде, Новой Зеландии, США принята вестминстерская система ( система относительного большинства с голосованием в один тур).

   Преимущества мажоритарной ситемы в том, что, усиливая крупные партии, она создает стабильные правительства.

   Устранить несоответствие  между  количеством поддерживающих партию избирателей и ее представительством в выборных органах власти позволяет пропорциальная избирательная система. Рассмотрим пример: в избирательном округе выставлены два списка ( от партии А и Б), а выбраны должны быть 3 депутата. В гоолосовании приняло участие 180 тысяч человек. Число поданных голосов делится на количество мест(3), получается квота =60 тысячам. За спсиок А подано 110 тысяч голосо и она укладывается в квоту один раз при остатке 50 тысяч. Партия Б получила 70 тысяч, тоже один раз плюс остаток 10 тысяч. Обе партии получили по 1месту в парламенте, при опредлении третьего свободного места учитывается, что отсаток у партии А больше, она получает еще одно место ( второй депутат по списку). В некоторых странах голосуют за партию в целом и за отдельного кандидата ( Швейцария, Италия, Австрия). Пропорциональная система позволяет определить долю представительства мелких партий, но способствует дроблению политических сил. Для преодоления этих недостатков вводится заградительный пункт ( обычно 5%). Ныне пропорциональная система действет в Автсрии, Бельгии, Греции, Люксембурге, Италии, Норвегии, Румынии, Финляндии, а так же в Латиноамериканских странах.[88]

   В некоторых государствах функционирует смешанная система, в частности у нас. В России применяют и мажоритарную и пропорциональную избирательные системы.

   К выбрам близки такие формы политического участия как референдум и плебисцит ( прямая демократия). Родина референдума – Швейцария. Референдум – это голосование по  законодательному или внутри и внешнеполитическому вопросу. Инициатива его проведения предоставляется главе государства, правительству, общественным органзациям. При подготовке референдумов избирательныве округа не создаются, принятым считается решение, за котрое проголосовало большинство граждан. В США и Швейцарии широко распротсарнены местные референдумы. Референдум имеет свои слабые стороны: велико число не участвующих в голосовании, решение принимается незначительным ьольшинством, общественное мнение может измениться. Официально принято считать, что решение должно поддержать квалифицированное большинство- две трети граждан, участвующих в голосовании.

   Плебисцит – опрос голосованием населения о принадлежности территории, где оьно проживает тому или другому государству. Во внутриполитической жизни – это вопрос о доверии главе правительства. Во Франции плебисцит узаконил монархию Луи Бонапрта, В Германии референдум 19 августа 1934 года передал власть Гитлеру ( 90 % выступили за избрание его президентом).

Список использованной литературы:

  1. Арон Д. Демократия и тоталитаризм. М. 1996.
  2. Барулин В.С.  Социальная философия. В 2 частях. М.: Изд – во МГУ. 1993.
  3. Белов  Г.А. Политология. М.: Наука. 1994.
  4. Бердяев Н.А.  Судьба России. М. 1990.
  5. Борисов Л.П.  Политология: Учебное пособие для студентов. М.: Белые альвы. 1998.
  6. Введение в политологию. Учебное пособие для  10 – 11 классов общеобразоват. уч. зав.

Под ред К.С.Гаджиева и др. М.: Просвещение. 1995.

  • Вебер М. Избранные произведения. М. :Прогресс. 1990.
  • Власть и демократия: Зарубежные ученые о политической науке. Под ред. А.П.Цыганкова. М. 1992.
  • Восленский М.С. Номенклатура. Господствующий класс Советского Союза.М.: Сов. Россия совм. с МП «Октябрь». 1991.
  • Гаджиев К.С. Политическая наука. Пособие для преподавателей, аспирантов и студентов гуманитарных факультетов ( Серия «Обновление гуманитарного образования в России Д.Сороса ) М. 1994.
  • Гончаров Д.В., Топтарева И.Б. Введение в политическую науку. М. Юрист. 1996.
  • Денисюк Н.П., Соловей Т.Г.  Политология: Курс лекций. М. :Терра. 1997.
  • Демидов А.И., Федосеев А.А.  Основы политологии. М.: Высшая школа. 1995.
  • Дорожкин Ю.Н. и др. Политология : Курс лекций для студентов Уфимского государственного нефтяного технического университета. В 3 частях.  Уфа. УГНТУ. 1996 / 1997.
  • Иксанова Ф.А., Садриве М.М. Краткий курс лекций по политологии для студентов  высшей школы. Уфа. Башкирский Государственный Педагогический Институт. 1994.
  • Зеркин Д.П. Основы политологии. Ростов –на – Дону.: Феникс.  1997.
  • Каменская Г.В., Родионов А.Н. Политические системы современности. ( Серия «Обновление гуманитарного образования в России Д.Сороса) М. 1994.
  • Краснов  Б.И. Политология: учебное пособие. М. 1995.
  • Конституции зарубежных государств. Сб. М.: БЕК. 1997.
  • Конституция Российской Федерации. М.: ИНФРА – М. – НОРМА. 1998.
  • Лютых А.А., Тонких В.А. Политология : курс лекций. Воронеж. 1992.
  • Марченко М.Н.Политология. Курс лекций. Изд –во МГУ. М. 1993.
  • Мельник В.А.  Политология: Учебник. –  Мн.: Высшая школа.  1996.
  • Мировое развитие: век ХХ. Пособие для учителей и учащихся  старших классов школ, гимназий, лицеев. 2 изд.  М.: Алекс – Пресс. 1995.
  • Мурадян А.А.Двуликий Янус. Введение в политологию. М.: Изд – во Педагогическая Академия. 1994.
  • Никифоров Ю.Н. Политология. Курс лецкий. Уфа. Башкирский университет. 1993.
  • Панарин А.С.  Введение в политолоогию. Учебное пособие для преподавателей ср. шк.. М.: Новая школа. 1994.
  • Панарин А.С.  Политическая система современности. М. 1997.
  • Паренти М. Демократия для немногих. М. 1990.
  • Политическая теория и политическая практика. Словарь –справочник. ( Серия «Обновление гуманитарного образования в России Д.Сороса ). М. 1994.
  • Политическая система и политическая жизнь общества. Лекции по курсу Политология под ред. Калины В.Ф. М. 1991.
  • Политология. Учебное пособие под ред .Клементьева Д.С. М.: Знание. 1997.
  • Политология: Энциклопедический словарь под ред. Ю.И.Аверьянова.М.: Изд – во Коммерческий университет. 1993.
  • Пугачев В.П. Основы политологии. В 2 частях.М. 1993.
  • Пугачев В.П., Соловьев А.М. Введение в политологию. М.: Аспект – Пресс. 1998.
  • Радугин А.А. Политология :учебное пособие. М. 1997 и 1999 .
  • Токвиль А. Демократия в Америке. М. 1992.
  • Цыганков А.П. Современные политические режимы: структура, типология, динамика. Серия «Обновление гуманитарного образования в России» Д.Сороса. М. 1995.
  • Хабермас Ю. Демократия.Разум. Нравственность.( Лекции и интервью). М.:Наука. 1992.
  • Хайек Ф.А. Дорога к рабству. Новый мир. 1991. №№ 7 – 8.

О Main Aditor

Здравствуйте! Если у Вас возникнут вопросы, напишите нам на почту help@allinweb.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.