Политический режим

   Форма государственного режима ( см. схему ) представляет собой совокупность способов и методов осуществления власти государством:

 Государственный, политический режим – в широком смысле слова – условия, в которых функционирует политическая система в целом, то есть определенный политический климат, существующий в обществе на данном этапе развития. В узком смысле – это условия формирования и функционирования власти, совокупность приемов и методов властвования.

    Содержание политического режима определяется рядом факторов:

  1. Место и роль главы государства.
  2. Способ и порядок  формирования представительных органов власти (тип избирательной системы), взаимоотношения между государственными структурами.
  3. Положение органов подавления и насилия (КГБ ).
  4. Взаимоотношения между законодательной и исполнительной властью.
  5. Условия деятельности партий и других общественных организаций.

Большое значение в оценке политического режима имеет такой фактор, как объем прав и свобод граждан, но определяющее значение имеет метод властвования. Есть два типа властвования:: принуждение, основанное на силе и убеждение, основанное на свободе. Им соответствуют два основных типа политического режима – тоталитаризм и демократия, промежуточным между ними является авторитаризм.

   Последнее время некоторые политологи (А. Мигранян) выделяют посттоталитарный ( разновидность авторитаризма в его переходном состоянии, СССР после смерти Сталина, например, или  смена режима Хомейни в Иране) и султанический режим (когда высший правитель оприаетрся на произвол – режим Кадафи в Ливии, в КНДР).   

   Тоталитаризм.

   Еще в древнем мире существовали такие государства как восточные деспотии, тирании в Древнем Риме. Еще в У веке до нашей эры Гераклит писал, что можно управлять всеми вещами. Такие философы как Платон, Мор, Бабеф, Сен-Симон, Руссо, Фихте, Гегель, Маркс, Ленин, Сорель внесли свой вклад в разработку теории тирании и деспотий, так как утопия всегда тоталитарна.

   Для деспотизма ( в греческом языке это слово означало неограниченную власть) характерно полный произвол одного лица в правлении, бесправие подданных, отсутствие моральных начал  в управлении, жесткое подавление любого несогласия и выступлений народных масс. Это абсолютная монархия, неограниченная власть одного деспота, обожествляемого и почитаемого всеми.

   Тирании Древнего Рима тоже основаны на единоличном правлении ( тирания Писсистрата, Суллы, Калигулы, Цезаря). Отличие ее от деспотий, в том тиран захватывает власть путем государственного переворота, она не переходит к нему по наследству. Власть тирана устанавливается насильно и лишена нравственных начал. В средневековье тоже бывали случаи установления тирании (например, тирания  Лоренцо Медичи во Флоренции, когда пытали и отправили в ссылку Н. Макиавелли).

Однако само понятие тоталитаризм ( от латинского слова  – целый, всеобщий ) возникает лишь в ХХ веке. Впервые его употребил в 1922 году итальянский фашист Муссолини, введя этот термин в политический обиход, в научный оборот его ввели итальянские политологи Джованни Амендола и Пиеро Габетти в 1923 году [ 91 ] Предпосылками его возникновения были:

  1. Индустриальная стадия развития общества ( экономические предпосылки).
  2. Коллективистское механическое мировоззрение ( политические предпосылки).
  3. Ликвидация психологической неудовлетворенности человека ( идеологические предпосылки).
  4. Рост маргинальных слоев населения, люмпенов, безработных, нищих которые агрессивно настроены и появление которых связано с кризисами производства ( социальные предпосылки).
  5. Важным политическим условием возникновения тоталитаризма является  появление партии нового типа, чрезвычайно идеологизированной во главе с обожествляемым вождем.

   Тоталитарный политический режим имеет три главнейших признака: абсолютная власть системы над человеком (идеологическая, социально-политическая, экономическая); мощное массированное внушение через средства масовой информации; аморальность и презрение к человеку. [92]

   Каковы  характерные черты тоталитаризма в идеологической сфере? Именно в сфере тоталитарного сознания, в идеологии тоталитаризм черпает свои силы. Идеологизация общественной жизни – важная черта тоталитаризма. Причем, различным формам тоталитарной идеологии присущи общие свойства: 1. эсхатологическая и телеологическая ( когда история понимается как движение к определенной цели и главным лозунгом становится « цель оправдывает средства»); 2. хилиастические идеи о счастливом будущем ( юудь то коммунизм или тысячалетний рейх); 3. идеология тоталитаризма всегда революционна и создает образ нового человека (миф о роли рабочего класса в истории, о роли арийской расы); 4. патерналистский дух, то есть покровительственное отношение вождей к недостаточно просвещенным народным массам; 5. обязательный характер идеологии, манипулирование общественным сознанием, ритуализация пропаганды ( религиозный культ), средства массовой информации контролируются,общечеловеческая мораль отрицается, индивидуальность подавляется, инакомыслие преследуетс (НКВД, КГБ ), царит уравнительность и бдительность к классовым врагам. [93]

   Политические черты тоталитаризма выражаются в том, что власть проникает во все  сферы социального организма, в частную жизнь людей. Гражданское общество устраняется. Партия срастается с государством, любые оппозиции запрещаются, используются приемы псевдодемократии ( безальтернативные выборы) и мощный репрессивный аппарат. Сакрализация верховной власти сочетается со слепой верой вождю и страхом за свою судьбу.

   Социальные и экономические черты тоталитаризма  заключаются в том, что он провозглашает  превосходство одного класса над другими, делит людекй на своих и чужих ( внтуренних и внешних врагов, арийцев и евреев). В экономике сильно ограничивается частная собственность и рынок. Ликвидация частной собственности ведет к люмпенизации населения, индивид находится в прямой зависисмости от государства и не может  получить ни работу, ни жилье без ведома государства. Личность утрачивает все свои права и попадает под тотальный контроль. «Новый человек» должен быть предан вождям и готов на жертвы и лишения ради светлого будущего, ради общего дела. Происходит коренная ломка старой социальной структуры общества, госпосдтвующие классы физически уничтожаются или лишаются всего, новая социальная структура зависит от обладания  властью, от социальных и экономических привилегий. Рождается номенклатура – опора нового тоталитарного строя. На словах провозглашается социально однородное общество, на деле же царит социальное неравенство. Партийцы, советские работники, чиновники-бюрократы, карьеристывыдвиженцы имеют все, простые труженники не имеют ничего. В экономике первым делом осуществляется национализация  командных высот промышленности, уничтожаются рынок и конкуренция, во главу угла ставятся командно-административные методы управления и планирование народного хозяйства (часто необоснованно завышенное).

   История дала нам три разновидности тоталитаризма: коммунизм, фашизм и националсоциализм. Коммунизм попытались построить в Советской России, где, начиная  с 1918 года было установлено тоталитарное общество. Положительные черты коммунизма в том, что он обеспечил высокий уровень образованности всего народа, дал гарантии социальной защищенности населения, развил космическую и военно-техническую промышленность, снизил уровень преступности в стране. Если в тридцатые годы СССР захлестнули репрессии, то в 40 – 80 годы ХХ века этого не было.При строительстве нового мира коммунизм опирался на рабочий класс и говорил о его ведущей роли. Примеру нашей страны последовали некоторые другие государства, но социалистические эксперименты закончились там весьма печально ( Пол Пот в Кампучии приказал мотыгами убивать своих соплеменников. Мао Цзэ Дун в Китае  уничтожил наиболее видных представителей своего народа в период культурной революции, Ким Ир Сен в С.Корее, Ф. Кастро на Кубе довели свои народы до нищего состояния).

   Фашизм возник в 1922 году в Италии и целью поставил возрождение великого Древнего Рима. Король, аристократы, офицеры поддержали Муссолини, олицетворявшего твердую власть. Предпочтение они отдавали потомкам римлян, на международной арене стали союзниками нацистской Германии, в итоге же сами убрали Муссолини и фашизм потерпел поражение.

   В Германии нацисты пришли к власти в 1933 году. Вместо рабочего класса на первый план нацисты выдвинули нацию – арийцев, вместо классой ненависти – расовую ненависть. Если в коммунистических ситемах агрессивность была направлена вовнутрь, то при националсоциализме – вовне, против других народов. Целью ставилось достижение мирового господства арийской расы и предпочтение отдавалось истинным арийцам. Отличие национал-социализма от коммунизма в экономичексой области выражалось в том, что первый был тоталитаризмом богатых (Гитлер являлся ставленником кроупных монополий), а второй – тоталитаризмом бедных (Сталин не зависел ни от кого).

   В чем же сила и слабость тоталитаризма? Сила его в феноменальной живучести, особенно в его коммунистической форме. Он способен за короткие сроки провести модернизацию и индустриализацию страны.[94] Он тесно связан с гумманизмом, социалистической идеологией и зовет человечество к светлому будущему. Многие испытывают страх перед конкуренцией, а коммунизм дает возможность всем существовать в уравнительной нищите за мизерную , но стабильную зараплату.

   Слабость тоталитаризма в том, что он исторически обречен, что это общество- самоед, не способное к созиданию и хозяйствованию. Оно существует лишь за счет хищнической эксплуатации собтсвенных ресурсов, за счет продажи их за границу ( фактически служит сырьевым придатком развитых стран). Это общетсво ограниченного потребления и человек не имеет стимула для развития производства, для проявления инициативы и новаторства. Оно является закрытоым, оно зашорено идеологическими догмами. Судьба стран, которые жили при тоталитаризме ( СССР, Китай, Куба, Монголия, страны Восточной Европы) весьма поучительна. Все они вынуждены были изменить климат  внутри государств и начать процессы демократизации, переход к свободным рыночным отношениям, выйти на международную арену для сотрудночества с другими странами.

   Авторитаризм – переходная ступень к демократии.

   Следующий тип политического режима – авторитаризм ( переходная ступень к демократии).Главной отличительной чертой авторитаризма как раз и является промежуточное его положение между тоталитаризмом и демократией. Авторитаризм – это неограниченная власть одного человека, часто диктатора, или группы лиц,  военной хунты или олигархических кругов, которые контролируют политику, идеологию, не допускают реальную оппозицию, но сохраняют автономию личности и общества во внеполитических

сферах. [ 95 ]

  Какие наиболее типичные черты можно выделить при авторитарном обществе?

  1. Автократизм – то есть существует один или небольшая группа людей- носителей власти (монарх, тиран, диктатор, хунта, олигархия).
  2. Неограниченность власти и неподконтрольность ее гражданам.
  3. Опора на силу, реальную или потенциальную, часто на военную.
  4. Монополизация власти и политики, недопущение оппозиции и кокуренции, хотя может быть ограниченное число партий и профосоюзов при условии их подконтрольности властям.
  5. Часто авторитаризм не вмешивается в экономику, сохраняет свободу рынка и предпринимательства и это дает так называемое «экономическое чудо» ( Чили во времена Пинночета, Тайвань, Ю.Корея).
  6. Рекрутирование политической элиты путем кооптации, назначения сверху.
  7. Режим называется авторитарным, так как зиждется на авторитете политического лидера. Реформаторские возможности аторитаризма весьма велики. Как мыпомним, попытки в период краха тоталитаризма в России и Восточной Европе «кавалерийской атакой», без соответсвующих условий ввести демократию, потерпели крах. Во многих странах бывшего социализма налицо соседство  процессов демократизации с автотритарными тенденциями. Ряд таких авторитарных стан как Ю.Корея, Китай, Чили, Вьетнам показали экономическую и социальную эффективность. Сильная власть в купе со свободной экономикой, личной безопасностью и ограниченным плюрализмом приводила к росту благосостояния граждан, к улучшению экономического положения.

   В чем слабость авторитаризма? В зависимости политики от главы государства, что часто влечет за собой политические авантюры и большинство населения страны не в состоянии повлиять на ход событий.

   Сила же авторитаризма в том, что он обеспечивает политическую стабильность общества, наводит порядок в кризисных ситуациях и способствует проведению радикальных реформ.

   В чем отличие автотитарных и тоталитарных систем? 

  1. При авторитарном режиме  главную роль играет нереволюционное мировоззрение, а а интересы сохранения власти, поскольку это  режим боится всяческихъ изменений. Военные хунты Латинской Америки обычно приходили к власти под лозунгами сохранения существующего порядка.
    1. Если при тоталитаризма госпосдтвует политизация личности и человек подчинен коллективу, то автотритаризщм  деполитизирует массы, предпочитает их слабую информированность в вопросах политики.
    1. При автотритаризме формально существуют партии, парламент, разделение властей, гражданское общество не полнстью поглощено государством и даже допускается взможность «дозированного инакомыслия», есть группы давления, которые влияют на политику правительства.
    1. Автотритаризм сохраняет традиционные сословные, классовые, племенные перегородки, которые чужды тоталитаризму. Тоталитаризм разрушает прежнюю социальную иерархию и порождает огромный слой людей,готовых следовать за новыми вождями.  Военные хунты Бразилии, Перу давали своим выпускникам военных академий и экономические знания, и, захватывая власть они становились контролерами, непосредственное управление экономикой поручая гражданским лицам.
    1. Приниципиальное отличие этих двух режимов – в самой структуре партийных систем. В тоталитарной системе – правит одна партия во  главе с вождем, в авторитарной – само государство выступает в качестве главной политической ценности. Оно осуществляет не репрессивную, а управленческую задачу
    1. Наконец, какую роль при этих режимах играют репрессии? Авторитарный режим имеет тайную полицию, но массовые репрессии, как при тоталитаризме, очень редки. Там царит избирательный террор.

Рассмотрим некоторые модели современного авторитаризма. Дело в том, что более половины  населения земоного шара живет в условиях авторитаризма. Авторитарными методами управлялись Португалия ( 1922 –1974г.г.), Испания ( 1939 –1976 г.г.), Греция ( 1967 –1974г.г.). Ныне авторитаризм существует в основном в развивающихся странах, причем, большинство из них пережили много революций и переворотов. На смену одному авторитарному режиму приходил другой – в Иране в 1979 году утвердилась диктатура Хомейни, в Никарагуа в том же году была свергнута диктатура Сомосы и восторжествовал сандинистский режим.

   В 50 – 60 годы ХХ века  авторитарные режимы нашли своих союзников на Западе ( теория «диктатуры развития»), которые полагали, что в этих странах автоматически можно создать условия для будущей демократии. Но действительность оказалась иной. Дело в том, что на Востоке издана большую роль играла религия, коллективные связи в противовес западному индивидуализму, поэтому политические противники стали делиться по клановому признаку( Афганистан, Алжир. ЮАР). Если на Западе частная собственность священна и государство не может вмешиваться в эти вопросы, то на Востоке власть воспринимается как право  собственности. Независимость суда на Востоке тоже весьма условна, так как он связан с чиновничеством. Власть стоит выше закона, законы не соблюдают, руководствуясь моральными нормами.Более того, во многих странах Африки, Азии, Латинской Америки ( Сальвадор, Гватемала, Ангола, Индонезия ) армия является главной реальной государственной властью.[96]

   Но военные диктатуры быстро бюрократизировались, там господствовала коррупция, расходы на армию увеличивались за счет средств, отведенных на реформы.В армиях существовало  несколько разных группировок , что приводило к кровавым конфликтам ( Чад, Уганда).Режимы, где часто случались перевороты получили название преторианских по аналогии с Древним Римом ( преторианцы – императорская гвардия, личная охрана древнеримских полководцев). Авторитаризм оказался столь живучим, что попытки установить в данных странах демократию оказывались неудачными.

   Во второй половине ХХ века принято было  различать авторитаризм правого и левого толка ( социалистической ориентации – Алжир, Ангола, Бенин, Бирма, Мозамбик. Мадагаскар). Арабский социализм упор делал на духовное совершенствование человека, на идеалах исламской справедливости, а коммунистов считал своими противниками. Африканский социализм  проповедовал идеи «Большой семьи», где нет классовых конфликтов. Многие пользовались марксистской фразеологией, чтобы получить помощь от СССР.

   Часть авторитаризм пользуется национальной идеей,чтобы привлечь на свою сторону сторонников из простых людей. Когда власть бессильна, апатична, законы и заседания парламента не продвигают дело вперед, сорздаются предпосылки для установления военной диктатуры ( Ю.Пилсудский в Польше в 1926 –1934 годах, турецкий лидер М.Атарюрк в 1923 –1938 годах). Создается культ лидера, его обожествление.[97]      Каковы основные разновидности авторитарных режимов? 

   Традиционные абсолютные монархии (Саудовская Аравия, Марокко, Непал ), олигархический авторитаризм (Гватемала, Камерун, Тунис, Филиппины, при Ф.Маркосе – 1972 –1985 г.г.), где власть у нескольких могучих кланов, страны «социалистической ориентации» ( в настоящее время сошли на нет).    Военные режимы в свою очередь бывают трех видов: 

  1. Обладающие диктаторской, террористической природой и персональным характером власти ( режим И.Амина в Уганде).
  2. Хунты, которые отличаются временностью и стремлением  модернизировать экономику.
  3. Однопартийные системы с широким базисом и долговременным характером ( Иравк, Индонезия).

   Каковы перспективы авторитаризма? Это промежуточный политический режим между тоталитаризмом и демократией. Если тоталитарный режим пал, сразу же вступить в демократический невозможно, необходима переходная ступень – авторитаризм.Он не исключает народного представительства, но глава государства правит единолично, лишь выслушивая советы ( так было в дореволюционной России).

Список использованной литературы:

  1. Арон Д. Демократия и тоталитаризм. М. 1996.
  2. Барулин В.С.  Социальная философия. В 2 частях. М.: Изд – во МГУ. 1993.
  3. Белов  Г.А. Политология. М.: Наука. 1994.
  4. Бердяев Н.А.  Судьба России. М. 1990.
  5. Борисов Л.П.  Политология: Учебное пособие для студентов. М.: Белые альвы. 1998.
  6. Введение в политологию. Учебное пособие для  10 – 11 классов общеобразоват. уч. зав.

Под ред К.С.Гаджиева и др. М.: Просвещение. 1995.

  • Вебер М. Избранные произведения. М. :Прогресс. 1990.
  • Власть и демократия: Зарубежные ученые о политической науке. Под ред. А.П.Цыганкова. М. 1992.
  • Восленский М.С. Номенклатура. Господствующий класс Советского Союза.М.: Сов. Россия совм. с МП «Октябрь». 1991.
  • Гаджиев К.С. Политическая наука. Пособие для преподавателей, аспирантов и студентов гуманитарных факультетов ( Серия «Обновление гуманитарного образования в России Д.Сороса ) М. 1994.
  • Гончаров Д.В., Топтарева И.Б. Введение в политическую науку. М. Юрист. 1996.
  • Денисюк Н.П., Соловей Т.Г.  Политология: Курс лекций. М. :Терра. 1997.
  • Демидов А.И., Федосеев А.А.  Основы политологии. М.: Высшая школа. 1995.
  • Дорожкин Ю.Н. и др. Политология : Курс лекций для студентов Уфимского государственного нефтяного технического университета. В 3 частях.  Уфа. УГНТУ. 1996 / 1997.
  • Иксанова Ф.А., Садриве М.М. Краткий курс лекций по политологии для студентов  высшей школы. Уфа. Башкирский Государственный Педагогический Институт. 1994.
  • Зеркин Д.П. Основы политологии. Ростов –на – Дону.: Феникс.  1997.
  • Каменская Г.В., Родионов А.Н. Политические системы современности. ( Серия «Обновление гуманитарного образования в России Д.Сороса) М. 1994.
  • Краснов  Б.И. Политология: учебное пособие. М. 1995.
  • Конституции зарубежных государств. Сб. М.: БЕК. 1997.
  • Конституция Российской Федерации. М.: ИНФРА – М. – НОРМА. 1998.
  • Лютых А.А., Тонких В.А. Политология : курс лекций. Воронеж. 1992.
  • Марченко М.Н.Политология. Курс лекций. Изд –во МГУ. М. 1993.
  • Мельник В.А.  Политология: Учебник. –  Мн.: Высшая школа.  1996.
  • Мировое развитие: век ХХ. Пособие для учителей и учащихся  старших классов школ, гимназий, лицеев. 2 изд.  М.: Алекс – Пресс. 1995.
  • Мурадян А.А.Двуликий Янус. Введение в политологию. М.: Изд – во Педагогическая Академия. 1994.
  • Никифоров Ю.Н. Политология. Курс лецкий. Уфа. Башкирский университет. 1993.
  • Панарин А.С.  Введение в политолоогию. Учебное пособие для преподавателей ср. шк.. М.: Новая школа. 1994.
  • Панарин А.С.  Политическая система современности. М. 1997.
  • Паренти М. Демократия для немногих. М. 1990.
  • Политическая теория и политическая практика. Словарь –справочник. ( Серия «Обновление гуманитарного образования в России Д.Сороса ). М. 1994.
  • Политическая система и политическая жизнь общества. Лекции по курсу Политология под ред. Калины В.Ф. М. 1991.
  • Политология. Учебное пособие под ред .Клементьева Д.С. М.: Знание. 1997.
  • Политология: Энциклопедический словарь под ред. Ю.И.Аверьянова.М.: Изд – во Коммерческий университет. 1993.
  • Пугачев В.П. Основы политологии. В 2 частях.М. 1993.
  • Пугачев В.П., Соловьев А.М. Введение в политологию. М.: Аспект – Пресс. 1998.
  • Радугин А.А. Политология :учебное пособие. М. 1997 и 1999 .
  • Токвиль А. Демократия в Америке. М. 1992.
  • Цыганков А.П. Современные политические режимы: структура, типология, динамика. Серия «Обновление гуманитарного образования в России» Д.Сороса. М. 1995.
  • Хабермас Ю. Демократия.Разум. Нравственность.( Лекции и интервью). М.:Наука. 1992.
  • Хайек Ф.А. Дорога к рабству. Новый мир. 1991. №№ 7 – 8.

О MUHAMMAD SALOH

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.