Политическая культура

    Наша жизнь настолько политизирована, страсти в спорах по поводу политики так накаляются, что иногда можно слышать такие высказвания –«у него низкая политическая культура, или напротив, восхищенные –« у него высокий уровень политической культуры». Если депутаты  Государственной думы ведут себя на заседаниях неподабающим образом, вступая в кулачные бои, обливая друг друга водой ( в России эту «славную» традицию начал еще в дореволюционной Думе Пуришкевич, а  сегодня с успехом продолжает Жириновский), то мы можем все это наблюдать по телевидению и сокрушаться по поводу отсутствия у них политической культуры. В советское время мы знали наизусть слова гимна Советского Союза, нас наполняло чувство гордости за наших спортсменов, победивших в соревнованиях и слушавших, затаив дыхание этот гимн, теперь же мало кто знает даже музыку сегодняшнего гимна. Это так же свидетельствует об упадке политической культуры. Примеров можно привести много. Что же такое  – политическая культура, как  повысить ее уровень, что нужно для этого предпринять?

   Определить, что такое политическая культура сложно, потому что имеется свыше ста опредлений самого понятия «культура». Если под культурой понимать все материальное и духовное, созданное человечеством на протяжении своей истории, то политическая культура, являясь частью общей культуры, объединяет память людей в сфере пролитики. Это совокупность официально принятых и неофициально бытующих в стране политических норм, правил, обычаев, которые достаточно жестко направляют политическое поведение  граждан и государственных деятелей. Нет единой политической культуры, существует масса ее вариаций – региональные, национальные, и т.д.

    С точки изрения ценностного подхода , культура – это система духовных и материальных  ценностей; функциональный подход определяет культуру через деятельность.

   Термин «политическя культура» впервые употребил философ-просветитель И.Гердер в ХУ111 веке. Возникновение же первых концепций политической культуры относится к первой половине Х1Х века. Политическая культура состоит из познавательного элемента ( политические знания, образованность); нравственно-оценочного ( политические чувства, традиции); поведенческого (  политическиме установки, идеалы, убеждения, поведение).    Большую роль в осмысление данного понятия внесли американские политологи С.Верба, С.Липсет, Л.Пай и другие. Последний считает, что политическая культура – это совокупность  ориентаций, убеждений. Мнений, которые стоят в основе человеческого поведения в политической системе и определяют политический процесс.Все оценки в основном  были направлены на субъективный аспект политики. В книге « Гражданская культура» Г.Алмонд и С.Верба предложили выделить три типа политической культуры: патриархальный, подданический и активисткий.[106] Патриархальный встречается у отсталых племен, для него характерно отсутствие интереса к политике. Подданический сформировался в условиях феодализма и отличается низкой политической активностью граждан. Активистский харатерен для капитализма, демократических обществах, там высокоая степень политического участия. В реальной жизни чаще всего встречаются смешанные типы (подданичсеко-активисткий, патриархально-подданический).

   Применяют и территориально-национальную типологию – США, Италии, Германии, России, Индии, Арабского Востока, Латинской Америки и т.д.

    Бывают и политические субкультуры, которые выражают специфические взгляды определенных групп ( молодежное движение, «новые русские»).

   Политическая культура предписывает нормы и правила ведения политической игры. При этом каждый человек включается в нее через политическую социализацию, которая идет двумя потоками: сознательное и целенаправленное внедрение политических убеждений и неформальное повседневное общение. Официальное политическое образование проповедует общепринятые нормы и ценности. Но ребенок уже к 12 годам имеет собственные симпатии и антипатии, совпадающие с позициями родителей. Интересно, что ранние политические симпатии детей определяются в ходе избирательных кампаний.    Таким образом, политическая культура – явление динамичное, как бы матрица политической жизни. Это система сложившихся  в ходе исторического развития  ценностно-нормативных представлений о мире политики, воплощенная в поведении субъектов политического процесса.

   Сущестует классификация политической культуры Г.Экстайна: 

  • политическая культура, основанная на консенсусе (например, в Великобритании);
  • политическая культура стран, интергрированных механически (например. США);
  • политическая культура стран с общинными отношениями солидарности (например. Норвегия). 

Г.Алмонд  выделял гомогенный, фрагментированный, смешанный и тоталитарный типы политической культуры. По его мнению в англосакских странах – гомогенная политическая культура ( США, Англия, Британское содружество) При ней царит высокая конкуренция, плюрализм, индивидуализм, законность и взаимная терпимость.

   В европейских странах – фрагментированная культура, общество разделено на множество субкультур со своими ценностями, для них характерна нестабильность.

   Доиндустриальный смешанный тип политической культуры , иначе харизматический тип существует в модернизирующихся развивающихся странах. Там различные группы поразному решают свои проблемы, что порождает непредсказуемость и нестабильность такого общества.

   Тоталитарная модель означает преобладание коллективного над индивидуальным, информириованность общества дозированна, оно подвержено цензуре, политический язык шаблонен и скуден, политическая культура формируется «сверху», она малодинамична.

  • Политолог К.С.Гаджиев [107] выделяет либерально-демократическую и тоталитарноравторитарную политические культуры.Первый тип  политической культтуры характерен для Америки. Там царит либерализм, свобода и независимость человека, суверенность. Индивидуализм, политичсекое равенство,  политическое участие, патриотизм. Основой этого являются правовое государство и гражданское общество. Принципы политической жизни: полюрализм в политике, экономике, религии, движение к компромиссу и согласию; политическое представительство и механизм выборов, многопартийность; завоевание власти законным путем. Прагматическое отношение к политике сочетается с принципами рыночной конкуренции, то есть существует борьба профессиональных политиков за электорат.
  • Фундаментальными символами Америки являются Декларация независимости 1776 года, Конституция США, статуя Свободы, звездно-полосатый флаг, гимн.

Тоталитарнная  политическая культура более 70 лет  господствовала в России. Отличительные черты России: соборность, общинность сознания;  приоритет всеобщего интереса над индивидуальным: сирение, которе проповедовало православие; а с 1917 года создали монистическую политическую культуру (единство партии, идеологии, государства, отстутствие оппозиции, подданнические отношения, пропаганда, подавление личности). С началом процесса демократизации, перестройки наступило время эйфории и гласности. Но человека демократического общества надо воспитывать, причем с раннего детства. Маленькому американцу в детском садике говорят, что он самый лучший и заставляют его хвалить самого себя (я умею то-то и то-то). Нашего ребенка в детском саду ругают и говорят –«Будь как все».Американские школьники заучивают наизусть клятву верности стране, а наши уже и не знают, во что верить.       А у нас тоже есть славные традиции, богатая история, политические символы, имеющие огромное значение для всех россиян. Современный российский флаг впервые появился в 60 годах ХУ11 века при Петре 1 как военно- морской. Белый цвет считался символом свободы и величия, голубой – цветом Богоматери, красный означал символ власти ( издавна на Руси печать была из красного воска, цари появлялись на людях под красным балдахином).В 1705 году этот фдаг стал государственным. В Х1Х веке ему стали придавать особое хзначение – объединение Малой. Белой и Великой Руси. Красно-бело-синий флаг вернулся после 70 летнего заювения (тогда был красный флаг), в 1989 году, а в октябре 1991 года этот флаг был утвержден Съездом народных депутатов.

   Герб России – двухглавый орел пришел к нам из Византии с племянницей посденего византийского импретаора Софьей или Зоей Палеолог, ставшей женой Ивана 111 ( ХУ век).Эмблема перстала быть герборм России в 1917 году, а восстановлена была в 1993 году. Корона так же была восстановлена, но это не символ монархии, а символ суверенитета. Две головы орла означают, что Россия лежит одновременно и в Европе и в Азии, шарооборазность державы – символ единства, скипетр  означает власть, всадник, поражающий дракона – победа добра над злом.

   С вопросом политической культуры тесно связан вопрос о идеологии.[108] Политическая  идеология – это система идей, представлений, понятий, выраженная в различых формах общественного сознания. Она является отражением общественного бытия в сознании людей и активно воздействует на развитие иобщества. В классовом обществе идеология носит отпечаток классовой борьбы.

   В научный оборот это понятие ввел  в начале Х1Х века французский ученый Дестют де Треси. Восходит оно к слову «идея»,которое было уже в древнегреческом обществе. О значении идей писали и Платон, и Аристотель Идеологии предшествовала религия. Идея богоибранности народов – не редкий пример в истории, она была в России и в Америке. Религия влияет на политичексую культуру и политическую жизнь стран. Это отражается в в клерикализме и конфессионализме. Клерикализм – политическое направление, широко использующее церковь и религию для воздействия на общество, а конфессионализм – образ мыслкй и потступков, соответсвующий опредленным догматам вероисповедания. В периоды смут и перемен многие находят утешение в религии, поэтому исследование религиозных начал для политолога осбенно важно.

   В истории России можно выделить ряд этапов культурного развития: языческий период, Киевская Русь, Московское царство, Петербургская империя, коммунистический и нынешний периоды. При этом каждый последующий этап отрицал предыдущий.Приносились великие жерств, обрасывалось все – нормы, ценности, утрачивались накопленные достижения. Но в главном Россия демонстрировала удивительную устойчивость, передавая представления о власти как политической системе, строящейся на монархических началах от поколения к поколению. Государство занимало всегда доминируюзее положение и общество развивалось под его строгим контролем ( отсюда и огромная роль бюрократии). Извечной проблемой Руси было отсутсвие  плитического согласия, постоянные споры между «западниками» и «солавянофилами». Сегодня увлечение коммунизмом сменилось массовым увлечением демократией. Новых идей российские политики  предложить не могут и в  России  царит деиделогизация. Партии избегают идеологии, многопартийность пока обернулась протпартийностью. Растет политическая риторика, главное – не суть политических программ, а их словесное обрамление.

   Большую роль приобрели в политической жизни средства массовой информации, которые по праву считаются четвертой властью в государстве. Газеты, журналы, радио, телевидение, кинематограф оказывают определящее влияние на формирование политической культуры. Особенность средств массовой информации в том, что они могут напрямую обраться к общественности, формировать общественное мнение, оперативно инфыормировать людей о политических событиях, происходящих с в мире и в стране. Средства масовой информации довольно легко вырабатывают негативные установки относительно окружающего мира, в частности, у детей, смотрящих передачи, напичканные насилием.

   В последнее время  однолинейная связь между отправителем и получателем информации заменилась  диалоговой связью, то есть двухсторонней, особенно с внедрением кабельного телевидения ( кабельные телеприемники снабжены микропроцессорами и подключены к центральному компьютеру). Зритель же теперь может тотчас же высказать свое мнение, это  используется при проведении «моментальных» опросов общественного мнения. Возникла

«теледемократия участия» с электронным голосованием  на дому

   Средства массовой инфрмации поддерживают тесную связь с  государственными и политическими деятелями, с властными структурами. В Вашингтоне, например, аккредитованы 16000 корреспондентов, создан институт пресс-конференций, существуют должности пресс-секретарей, пресс-служба по связям с общественностью. Как правило, государство является крупнейшим производителм информации. В США  правительство входит в число 20 верхних рекламных агентсв, годовые расходы на рекламу составляют 20 млн. дол.,600 млн. дол. тратятся на пропагандистские фильмы, а служба «Паблик релейшен» обходится в 400 млн. дол. в год.[109]

   В СМИ утвердился новый вид рекламы – политический маркетинг. Каждый кандидат стремится определить свою тактику, изучить свой «рынок», воспользоваться искусством победы на выборах. Политический маркетинг включает три этапа: анализ действий; выбор стратегии и выбор темы кампании; продвижение кандидата. Создаются имиджи кандидатов, этим занимается множество фирм. Американские консультанты действют даже за пределами страны.  Нанимаются политические косультанты , которых можно иначе назвать режиссерам предвыбрных кампаний, они располагают широкими личными контактами, историческими знаниями, организуют благоприятное освещение своего клиента, придумывают ему выступления, антураж и т.д. Задача политических консультантов – привлечь внимание к претенденту и помочь ему создать  соответсвующий имидж. В настояще время даже есть теория «идеального кандидата» ( допустим, в периоды кризисов требуются  откровенные и честные политики).

   Огромное значение в связи с этим приобретают опросы общественного мнения. В США действуют свыше 200 фирм по зондажу общественного мнения. Наиболее известен институт Гэллапа. Во Франции  150 организаций (19 тысяч человек) занимаются изучением общественного мнения. [110] Во время выборов часто срабатывает «эффект фургона с оркестром», когда кандидат, получивший много голосов по сравнению с другими , начинает пользоваться растущей популярностью среди населения и «успех рождает успех».

   Политический процесс, благодаря телевидению, подвергается значительной «театрализации» И победу часто одерживает не тот, кто способен решить назревшие проблемы, а тот, кто обеспечил себе наибольшую популярность за счет среждств массовой  информации. Так что СМИ играют одну из главных ролей в реализации политического процесса.  

Список использованной литературы:

  1. Арон Д. Демократия и тоталитаризм. М. 1996.
  2. Барулин В.С.  Социальная философия. В 2 частях. М.: Изд – во МГУ. 1993.
  3. Белов  Г.А. Политология. М.: Наука. 1994.
  4. Бердяев Н.А.  Судьба России. М. 1990.
  5. Борисов Л.П.  Политология: Учебное пособие для студентов. М.: Белые альвы. 1998.
  6. Введение в политологию. Учебное пособие для  10 – 11 классов общеобразоват. уч. зав.

Под ред К.С.Гаджиева и др. М.: Просвещение. 1995.

  • Вебер М. Избранные произведения. М. :Прогресс. 1990.
  • Власть и демократия: Зарубежные ученые о политической науке. Под ред. А.П.Цыганкова. М. 1992.
  • Восленский М.С. Номенклатура. Господствующий класс Советского Союза.М.: Сов. Россия совм. с МП «Октябрь». 1991.
  • Гаджиев К.С. Политическая наука. Пособие для преподавателей, аспирантов и студентов гуманитарных факультетов ( Серия «Обновление гуманитарного образования в России Д.Сороса ) М. 1994.
  • Гончаров Д.В., Топтарева И.Б. Введение в политическую науку. М. Юрист. 1996.
  • Денисюк Н.П., Соловей Т.Г.  Политология: Курс лекций. М. :Терра. 1997.
  • Демидов А.И., Федосеев А.А.  Основы политологии. М.: Высшая школа. 1995.
  • Дорожкин Ю.Н. и др. Политология : Курс лекций для студентов Уфимского государственного нефтяного технического университета. В 3 частях.  Уфа. УГНТУ. 1996 / 1997.
  • Иксанова Ф.А., Садриве М.М. Краткий курс лекций по политологии для студентов  высшей школы. Уфа. Башкирский Государственный Педагогический Институт. 1994.
  • Зеркин Д.П. Основы политологии. Ростов –на – Дону.: Феникс.  1997.
  • Каменская Г.В., Родионов А.Н. Политические системы современности. ( Серия «Обновление гуманитарного образования в России Д.Сороса) М. 1994.
  • Краснов  Б.И. Политология: учебное пособие. М. 1995.
  • Конституции зарубежных государств. Сб. М.: БЕК. 1997.
  • Конституция Российской Федерации. М.: ИНФРА – М. – НОРМА. 1998.
  • Лютых А.А., Тонких В.А. Политология : курс лекций. Воронеж. 1992.
  • Марченко М.Н.Политология. Курс лекций. Изд –во МГУ. М. 1993.
  • Мельник В.А.  Политология: Учебник. –  Мн.: Высшая школа.  1996.
  • Мировое развитие: век ХХ. Пособие для учителей и учащихся  старших классов школ, гимназий, лицеев. 2 изд.  М.: Алекс – Пресс. 1995.
  • Мурадян А.А.Двуликий Янус. Введение в политологию. М.: Изд – во Педагогическая Академия. 1994.
  • Никифоров Ю.Н. Политология. Курс лецкий. Уфа. Башкирский университет. 1993.
  • Панарин А.С.  Введение в политолоогию. Учебное пособие для преподавателей ср. шк.. М.: Новая школа. 1994.
  • Панарин А.С.  Политическая система современности. М. 1997.
  • Паренти М. Демократия для немногих. М. 1990.
  • Политическая теория и политическая практика. Словарь –справочник. ( Серия «Обновление гуманитарного образования в России Д.Сороса ). М. 1994.
  • Политическая система и политическая жизнь общества. Лекции по курсу Политология под ред. Калины В.Ф. М. 1991.
  • Политология. Учебное пособие под ред .Клементьева Д.С. М.: Знание. 1997.
  • Политология: Энциклопедический словарь под ред. Ю.И.Аверьянова.М.: Изд – во Коммерческий университет. 1993.
  • Пугачев В.П. Основы политологии. В 2 частях.М. 1993.
  • Пугачев В.П., Соловьев А.М. Введение в политологию. М.: Аспект – Пресс. 1998.
  • Радугин А.А. Политология :учебное пособие. М. 1997 и 1999 .
  • Токвиль А. Демократия в Америке. М. 1992.
  • Цыганков А.П. Современные политические режимы: структура, типология, динамика. Серия «Обновление гуманитарного образования в России» Д.Сороса. М. 1995.
  • Хабермас Ю. Демократия.Разум. Нравственность.( Лекции и интервью). М.:Наука. 1992.
  • Хайек Ф.А. Дорога к рабству. Новый мир. 1991. №№ 7 – 8.

О Main Aditor

Здравствуйте! Если у Вас возникнут вопросы, напишите нам на почту help@allinweb.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.