Особенности словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста

 

   Лучше всего онтогенез человеческого мышления изучен применительно к дошкольному и школьному возрасту, хотя, он охватывает период всей жизни человека. Проблемы развития детского мышления, его структуры, этапов

формирования, особенностей перехода от одних форм мышления к другим

разрабатывались в работах Л.С. Выготского, А.Н. Леоньева, С.Л. Рубинштейна

 

, П.Я. Гальперина, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, Ж. Пиаже, Дж. Брунера

 

и других психологов[8,35,31,]. В отечественной науке отмечается,

 

что развитие интеллекта и речи ребенка осуществляется в рамках ведущей

 

деятельности возраста, и подчеркивается особая роль целенаправленных

 

воздействий взрослого, в форме обучения и воспитания, на развитие всех видов

 

деятельности дошкольника и на развитие его мышления в частности.

      

Развитие мышления ребенка происходит в ходе его предметной деятельности

 и общения, в ходе общественного опыта и выражается в постепенном расши-

рении содержания мысли, в последовательном возникновении форм и спосо-

бов мыслительной деятельности и изменении их по мере общего формиро-

вания личности. Существует определённая последовательность в развитии

 видов мышления в дошкольном возрасте. Впереди идёт развитие наглядно-

действенного мышления, вслед за ним формируется наглядно-образное и,

наконец, словесно-логическое мышление. Н.Н. Подъяков отмечает, что данные

формы образуют единый процесс познания реального мира, в котором в

различные моменты может превалировать то одна, то другая форма мышле-

ния. [30]

               Развитие мышления начинается в плане действия внутри восприятия

или на его основе и выражается в более или менее осмысленных целенаправ-

ленных действиях. Только к концу первого года жизни у ребёнка можно наблюдать

проявления элементарного мышления. Это этап «сенсомоторного интеллекта»

(С.Л. Рубинштейну). Исследования П.Я. Гальперина показывают, что раннее

детство (1-3 лет) является периодом становления первичных форм наглядно-

действенного мышления, возникающих в процессе замены ручных операций

орудийными, в результате усвоения ребенком общественных способов

употребления вещей, то есть предметных действий.

Под влиянием усложнения практической деятельности и на основе наглядно-действенного мышления у дошкольника постепенно формируется новая, более сложная форма – наглядно-образное мышление. В рамках этого мышления у ребенка развивается возможность выполнять те или иные

умственные задания без непосредственных практических действий. Уже в

дошкольном возрасте дети способны к систематизации, составлению

сериации, упорядочиванию, основанном на логическом построении объектов, выстраивании их в ряд по какому-либо чувственно воспринимаемому признаку. Ребенок переходит к мышлению как умственной операции, производимой без опоры на предметы, но все еще требующей такой опоры. Только к самому концу дошкольного возраста начинается формирование умственных операций, производимых в уме и опирающихся только на слово, что приводит к стадии развития словесно-логического мышления. [60]

Словесно-логическое мышление наиболее сложный вид мыслительной деятельности. Задачи решаются вербально, причем человек оперирует отвлеченными понятиями. А.Н. Леонтьев отмечает, что данная форма мышления иногда подразделяется на конкретно-понятийное и абстрактно-понятийное мышление. [24]

С точки зрения В.С. Мухиной, на стадии конкретно-понятийного мышления ребенок отражает не только те предметные отношения, которые

он познает путем своих практических действий, но также и отношения, усвоен-

ные им как знания в речевой форме. Дошкольник осуществляет основные

мыслительные операции, может развернуто рассуждать и делать умозаключе-

ния .[27] Однако, по мнению Р.С. Немова, мыслительные операции на этой

стадии еще связаны с определенным содержанием, недостаточно обобщены,

то есть ребенок оказывается в состоянии мыслить по строгим требованиям

логики только в пределах усвоения знаний. [28]

На стадии абстрактно-понятийного мышления мыслительные операции становятся обобщенными, взаимосвязанными и обратимыми, что позволяет

произвольно совершать любые мыслительные операции применительно к

разнообразному материалу. О.К. Тихомиров указывает на тот факт, что у

детей развивается способность обосновывать правильность своих суждений и выводов, контролировать процесс рассуждения, формируются умения переходить от краткого свернутого обоснования к развернутой системе доказательств и наоборот. Очень важным является то обстоятельство, что

полное развитие словесно-логического мышления может осуществляться только на основе полноценного развития других вышеназванных видов, представляющих вместе с тем в онтогенетическом плане более ранние этапы в развитии мыслительной деятельности. [47]

 Таким образом, в психологии под словесно-логическим мышлением понимается

такой вид мышления, который характеризуется использованием понятий,

логических конструкций. Данный вид мышления функционирует на базе языковых

средств и представляет собой самый поздний из этапов исторического и

онтогенетического развития мышления.

Возрастной переход от наглядно-образного мышления к словесно-логическому совершается в середине дошкольного детства и определяется появлением условной внутренней позиции. В своем развитии словесно-логическое мышление проходит две стадии: на первой, начиная с 5 лет, преобразование одной внутренней позиции в другую совершается естественным образом или с посторонней помощью, а на второй осуществляется самостоятельно. Словесно-логическое мышление дошкольников характеризуется тем, что они умеют обобщать, выявлять

закономерности, сравнивать признаки и предметы, анализировать. На основе мыслительных операций дошкольники в словесной форме дают развёрнутый анализ.

Рассмотренная характеристика развития словесно-логического мышления у старших дошкольников позволит определить дизонтогенез этого вида мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

 Исходя из всего вышесказанного, можно сделать следующие выводы:

 

  • к 6-7 летнему возрасту формируются мозговые процессы,

определяющие проявления сложнейших интеллектуальных

действий, связанных с логическим мышлением;

  • дети старшего дошкольного возраста переходят от

оперирования внешних признаков к раскрытию более существенных;

  • процесс обучения непосредственно влияет на развитие мыслительных операций старших дошкольников;
  • возможно сформировать отдельные мыслительные

операции у старших дошкольников с помощью соответствующей возрасту методике обучения.

 

Список литературы

  1. А.Г. Речь и общение детей. М.: ,
  2. 145 с.
  3. Ахутина Т.В. речи. Нейролингвистический синтаксиса.

 – М.: , 2011. 236 с.

  1. Барменкова Т.Д. пересказу текста с ОНР на подгрупповых занятиях. М.: Изд. «ВЛАДОС», – С.57-62
  2. Бернштейн А.Н. «Последовательность событий». –
  3. Белоусова А.К. Возможности использования методики «Исключение предметов» для исследования способности к обнаружению противоречий у детей дошкольного возраста //125 лет Московскому психологическому обществу: сборник РПО: В 4-х томах: Том 2 / отв. Ред. Богоявленская Д.Б., Зинченко Ю.П. М.: МАКС Пресс, 2011. 384 с.
  4. Бочаров С.П. О путях преодоления типа логических особенностей высшей нервной деятельности учащихся в процессе учебной деятельности: учебное пособие для студ. пед. Вузов /С.П. Бочаров. М., 2003. 300 с.
  5. Воробьева В.К. Методика связной у детей с системным речи. М.: АСТ, 2010. – 317 с.
  6. Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр / Л.С. Выготский. М.: Лабиринт , 2009. – 352 с.
  7. Гальперин П.Я. Введение в психологию: учеб. пособие для вузов гуманитарных спец./П.Я. Гальперин. М.: КДУ, 2007. 327 с.
  8. Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология: учебное пособие/М.В. Гамезо и др. М., 2002. 512 с.
  9. Гвоздев А.Н. Вопросы детской . – М.: Просвещение, 2007. – 286 с.
  10. Гельмонт А.М. О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления: учебное пособие: пер. с нем./А.М. Гельмонт. М., 2004. 244 с.
  11. Б.М., Селиверстов В.И. коммуникативных и навыков у дошкольников в логопедической над связной // Дефектология. 2008. – №4. – с.
  12. Демьянов Ю.Г. Диагностика нарушений: Практикум. СПб.: дом «М и М». ТОО «Респекс», С. 50-63.
  13. Дифференциальная и возрастная психофизиология: учебное пособие для студентов, аспирантов высшего профессионального образования/Т.М. Чурилова, Ю.Е. Леденева, М.В. Топчий. Северо-Кавказский соц. институт, 2004. 430 с.
  14. .Жукова Н.С., Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. общего недоразвития у дошкольников. – М.: , 2013. – 438 с.
  15. Забранная С.Д. диагностика умственного детей. – М.: Просвещение, с.
  16. Кайл Р. Детская психология. Тайны психики ребенка: серия «Психологическая энциклопедия»/Кайл, Роберт. СПб., «Прайм-Еврознак», 2002. 416 с.
  17. Козубовский В.М. Общая психология: познавательные процессы: учебное пособие/В.М. Козубовский. Минск: Амалфея, 2007. 367 с.
  18. Крайг Г. Психология развития: учебное пособие/Г.Крайг. СПб. Питер, 2003. 608 с.
  19. Кравченко А.И. Психология и педагогика: учебное пособие/А.И. Кравченко. М.: ИНФРА-М, 2008. 398 с.
  20. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека: учебное пособие для студ. высших учебных заведений. М., 2001. 464 с.
  21. Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст: учебное пособие/Н.С. Лейтес. М., 2001.278 с.

 

О Mr Musso

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.