Анализ эмпирических данных по изучению эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста, имеющих различные соматические заболевания

Анализ эмпирических данных по изучению эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста, имеющих различные соматические заболевания, до проведения релаксационного тренинга

Для изучения эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста были использованы следующие методики: модификация цветового теста М. Люшера и методика Г. Айзенка, направленная на изучение самооценки психических состояний.

Сначала был проведён модификационный цветовой тест М. Люшера. Как видно из Рисунка 1, aнализ теста показал, что из тринадцати испытуемых восемь человек предпочли дополнительные цвета (коричневый, серый, черный, фиолетовый), и пять человек – основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий).

Рис. 1. Анализ результатов теста М. Люшера до проведения релаксационного тренинга

Двое испытуемых выбрали тёмные цвета – чёрный и фиолетовый. Выбор чёрного цвета свидетельствует о несогласии человека с существующим положением вещей и его готовности действовать в данной ситуации безрассудно. Указанный цвет выбрал Аржай Ю., у которого, как уже говорилось выше, кроме болезни имеются сложности из-за языкового барьера, что значительно затрудняет общение с ним как у медицинского персонала, так и у обучающих его педагогов. Фиолетовый цвет выбирают эмоционально незрелые, чувствительные и очень ранимые люди. Данный цвет выбрала Лионелла В.; будучи близнецом, oна оказалась более замкнутой и стеснительной, чем ее сестра. Четверо испытуемых выбрали красный цвет. При более детальном анализе мы выявили, что трое испытуемых – Линда М., Марионелла В., Яна Р. – часто бывают очень агрессивными по отношению к окружающим, обладают большой силой воли, целеустремленностью и упрямостью. Однако Полина П., будучи уверенной, настойчивой, умеющей добриваться желаемого, совсем не была агрессивной. В данном случае красный цвет является символом жизнелюбия и жизнерадостности. Желтый цвет выбрала Алиса Б., очень активная, весёлая, общительная и любознательная девочка. Выбор этого цвета означает, что человек раскован, готов к изменениям и стремится к новому. Коричневый цвет выбрали трое испытуемых – Артём С., Катя Л., Артём Н. Те, кто отдают предпочтение коричневому, имеют скрытые страховые реакции, выражающие непроявленную внешне психологическую защиту. И действительно Артём С., Артём Н. и Катя Л. очень замкнуты, осторожны при взаимодействии с окружающими. Люба В. выбрала серый цвет, что говорит о стремлении отгородиться от влияния извне, построить защиту от внешнего мира. Двое испытуемых – Глеб М. и Виталий К. – предпочли чёрный цвет в сочетании с красным. В данном случае чёрный символизирует страх, а красный – борьбу, желание идти до конца, желание выздороветь.

Как уже указывалось выше, для изучения эмоционального состояния испытуемых была использована методика Г. Айзенка, направленная на изучение самооценки психических состояний.

При анализе полученных данных в рамках данного исследования нас интересовали только высокие уровни развития эмоциональных состояний испытуемых. Наиболее интересными для нас были те дети, которые обладают высокими уровнями тревожности, агрессивности и фрустрации.

Тревожность проявляется в обидчивости, выраженной чувствительности к собственным неудачам, в избегании или отказе от деятельности, которая может вызвать затруднения. Агрессивность отличается конфликтностью, раздражительностью, негативизмом, уходом от контакта, вредоносным бездействием. Фрустрация может проявляться в двух направлениях: тревожная фрустрация и агрессивная фрустрация. Но поведенчески этот тип людей различается. Тревожная фрустрация проявляется в плаксивости и неспособности преодолевать трудности, пессимистичном отношении к миру. Агрессивная фрустрация выражается в повышенной конфликтности, раздражительности, ослабленной воли.

Также интересными для нас были те дети, которые имели высокий уровень ригидности. Ригидность – это качество личности человека, проявляющееся в нежелании и неспособности менять поведение и мышление с учётом и под влиянием изменяющихся жизненных обстоятельств. Люди с высоким уровнем ригидности имеют проблемы в изменении поведения. Им свойственно однообразное поведение. Встречаясь с детьми, обладающими высоким уровнем ригидности, можно отметить, что им крайне не комфортны изменения в распорядке дня и даже занятий. Чаще всего высоким уровнем ригидности обладают тревожные и тревожно-фрустрационные дети.

Рис. 2. Анализ результатов проведения методики Г. Айзенка на изучение самооценки психических состояний до проведения релаксационного тренинга

Исходя из данных, отображенных на Рисунке 2, анализ результатов, полученных после проведения методики Г. Айзенка, высокий уровень агрессивности наблюдается у троих испытуемых (23%): у Линды М., Яны Р., Марионеллы В.; тревожности – у двоих испытуемых (16%): Аржая Ю. и Лионеллы В.; тревожной фрустрации – у четверых испытуемых (31%): Артема С., Артема Н., Кати Л., Любы В.; агрессивной фрустрации – у двоих испытуемых (15%): Глеба М. и Виталия К. У двоих испытуемых (15%) – Полины П. и Алисы Б. – выявлен средний уровень тревожности.

Несмотря на то, что в начале исследования мы были заинтересованы в тех детях, у которых наблюдается только высокий уровень психических состояний, из анализа данных было выявлено, что двое испытуемых обладают средними уровнями психических состояний по всем показателям. Данными испытуемыми оказались Алиса Б. и Полина П. Действительно, девочки, несмотря на тяжёлые заболевания, отличаются спокойствием и способностью более адекватно воспринимать происходящее, веселостью и склонностью позитивно смотреть на мир, веря и надеясь на лучше. Мы считаем, что в данных случаях большую роль играет семья. У девочек полные семьи и хорошие внутрисемейные отношения. Алиса и Полина лежат с мамами, которые заботятся о них и поддерживают. Родители этих девочек – верующие люди и отличаются высокой духовностью. И у Алисы, и у Полины есть свои цели и устремления, мечты о том, чего они хотят достичь.

Дети с высоким уровнем агрессивности имеют желание управлять людьми, и потребность в том, чтобы все делали так, как хотят они. У Линды, к тому же, проявляется мстительность. Она не терпит, когда другие дети отнимают у неё внимание взрослых. Девочка стремится быть лидером и получить всё самое лучшее, будь то материальные вещи или похвала учителя в сравнении с другими учениками. Яну очень легко рассердить, в таком случае ей сложно сдерживаться, среди учителей выделяла “друзей” и “врагов”. У Марионеллы уровень агрессивности ниже, чем у девочек, однако, несмотря на это, заметно, что она стремится контролировать ситуацию и иметь последнее слово за собой. По результатам исследования, Аржай Ю. имеет высокий уровень тревожности. Мальчик очень обидчив, особенно по отношению к маме, сильно переживает неудачи, на данный момент особенно часто проявляющиеся из-за языкового барьера – уровень тревожности от этого ещё значительнее увеличивается. В то же время Лионелла В., также имеющая высокий уровень тревожности, менее обидчива, но ведёт себя скромно и застенчиво, часто смущается собственных высказываний. Однако в присутствии ее сестры-близнеца Марионеллы Лина становится более раскрепощённой и уверенной, так как чувствует силу и поддержку смелой сестры.

Мы обратили внимание на то, что в число испытуемых, имеющих высокий уровень ригидности, вошли те дети, у которых выявлен высокий уровень тревожности и тревожной фрустрации. Из тринадцати испытуемых, принявших участие в исследовании, таких оказалось шесть человек. По нашему мнению, высокий уровень ригидности объясняется тем, что для детей с повышенной тревожностью и фрустрацией необходимо быть уверенными и максимально осведомленными в том, что с ними происходит или будет происходить. Чем больше они знают, тем они меньше обеспокоены размышлениями и переживаниями о том, что будет. Поэтому для них важен чёткий распорядок дня и проведения процедур.

В ходе анализа и сопоставления полученных результатов проведённых методик, было обнаружено, что данные, выявленные с помощью теста М. Люшера соответствуют тем, что были выявлены посредством методики Г. Айзенка. Так, чёрный, коричневый, серый и фиолетовый цвета соответствуют психическим состояниям тревожности и фрустрации; красный – состоянию агрессивности или тревожной фрустрации, в случае если он выбран вторым после чёрного. Красный цвет означает намерение выжить и добиться своего любой ценой, а также говорит о низком уровне ригидности и готовности к изменениям. К примеру, Марионелла В., Линда М. и Яна Р. предпочли красный цвет, а Лионелла В. и Аржай Ю. фиолетовый и чёрный цвета соответственно, что коррелирует с психическими состояниям агрессивности (красный цвет) и тревожности (чёрный и фиолетовый цвета).

После проведения релаксационного тренинга была проведена повторная диагностика изменений, произошедших в эмоционально-волевой сфере детей младшего школьного возраста, страдающих различными соматическими заболеваниями.

Анализ эмпирических данных по изучению эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста, имеющих различные соматические заболевания, после проведения релаксационного тренинга

 

Релаксационный тренинг, направленный на коррекцию эмоциональной сферы младших школьников, имеющих различные соматические заболевания, проводился на базе Российской детской клинической больницы в городе Москве. В тренинге приняли участие тринадцать детей в возрасте 8-11 лет. Релаксационный тренинг состоит из семи занятий, длительность которых составляет 25-30 минут. Тренинг проводился индивидуально с каждым испытуемым в течении двух месяцев два раза в неделю.

Для повторной диагностики эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста, страдающих различными соматическими заболеваниями, после проведения релаксационного тренинга были применены ранее использованные нами методики: цветовой тест М. Люшера и методика Г. Айзенка на изучение самооценки психических состояний. С помощью данных методик нам удалось отметить изменения, произошедшие в эмоциональной сфере испытуемых. Дадим более подробное описание полученных результатов.

С помощью теста М. Люшера нам удалось выявить, что эмоциональное состояние детей значительно улучшилось, о чем свидетельствуют выбранные ими цвета. При проведении первичной психодиагностики восемь детей предпочли дополнительные цвета, что объяснялось их тяжёлым эмоциональным состоянием. При вторичной психодиагностике девять из тринадцати детей отдали своё предпочтение основным цветам теста М. Люшера: зеленому, жёлтому, красному и синему. Выбор указанных цветов позволяет сделать заключение о том, что в эмоциональной сфере детей произошли качественные изменения. Так, например, Лионелла В. до проведения релаксационного тренинга выбрала фиолетовый цвет, а после – зелёный. Данный результат сообщает нам о том, что у девочки появилось больше уверенности, целеустремленности и упорства. В действительности, Лионелла стала более раскрепощенной и смелой вне зависимости от присутствия ее сестры-близнеца.

Далее мы использовали вышеупомянутую методику Г. Айзенка на изучение самооценки психических состояний. В ходе анализа результатов проведенной методики было обнаружено, что интересующие нас показатели – высокие уровни психических состояний – снизились. Изменения показателей отображены в Таблице.

Имя испытуемого Психическое состояние Баллы (до релаксационного тренинга) Баллы (после релаксационного тренинга)
Глеб М. Агрессивная фрустрация 19 19
Алиса Б. Тревожностъ 13 11
Катя Л. Тревожная фрустрация 20 20
Полина П. Тревожностъ 12 11
Артем С. Тревожная фрустрация 17 14
Марионелла В. Агрессивность 16 14
Лионелла В. Тревожностъ 17 13
Линда М. Агрессивность 18 13
Артем Н. Тревожная фрустрация 16 14
Люба В. Тревожная фрустрация 16 13
Яна Р. Агрессивность 19 15
Аржай Ю. Тревожностъ 20 20
Виталий К. Агрессивная фрустрация 17 17

0-7 – низкий уровень; 8-14 – средний уровень; 15-20 – высокий уровень

Результаты проведения методики Г. Айзенка показывают, что из 13 испытуемых у одного (Аржай Ю.) высокий уровень тревожности, у одного (Катя Л.) – высокий уровень тревожной фрустрации, у двоих (Глеб М., Виталий К.) – высокий уровень агрессивной фрустрации. Такие данные свидетельствуют о том, что вышеупомянутым участникам исследования необходимо продолжать работу по коррекции эмоциональной сферы. Принимая во внимание индивидуальные особенности данных детей, мы предполагаем, что успешные результаты по коррекции их эмоциональной сферы будут возможны при проведении большего количества занятий релаксационного тренинга, а также при большем участии и вовлеченности родителей данных детей в их жизнях.

Показатели уровней психических состояний остальных участников исследования изменились в лучшую сторону. У девяти из тринадцати испытуемых уровни таких психических состояний как агрессивность, тревожность и тревожная фрустрация стали ниже, что доказывает положительное влияние использованного нами релаксационного тренинга.

Также в результате проведения методики Г. Айзенка было выявлено, что у четырех (Лионелла В., Люба В., Артем С., Артем Н.) из тринадцати испытуемых значительно понизился уровень ригидности. Для нас оказался интересным тот факт, что именно у этих детей были повышенные уровни тревожности и тревожной фрустрации. После проведения релаксационного тренинга уровни вышеупомянутых психических состояний у данных участников стали ниже.

Результаты, полученные с помощью нашего исследования, позволили сделать следующие выводы:

  1. Анализ эмпирических данных, полученных посредством цветового теста М. Люшера, показал, что из 13 испытуемых, принявших участие в исследовании до проведения релаксационного тренинга, восемь человек выбрали тёмные цвета, что свидетельствовало об их сложном эмоциональном состоянии.
  2. Результаты исследования, полученные до проведения релаксационного тренинга с помощью методики Г. Айзенка на изучение самооценки психических состояний, показали, что из тринадцати испытуемых у пяти был высокий уровень тревожности и агрессивности, у шести – высокий уровень тревожной фрустрации и агрессивной фрустрации.

.        Результаты, полученные до проведения релаксационного тренинга с помощью методики Г. Айзенка на изучение состояния ригидности поведения, показали, что из 13 испытуемых, принявших участие в исследовании, у шести человек был выявлен высокий уровень ригидности, что свидетельствует о неготовности к изменениям в поведении, консерватизме и отсутствии психологической гибкости.

.        Результаты полученные после проведения релаксационного тренинга позволили увидеть положительные изменения, произошедшие в эмоциональной сфере испытуемых. Из 13 детей, принявших участие в исследовании, у девяти (69,2%) произошли серьёзные изменения в эмоционально-волевой сфере, что повлияло на успешность их лечения. У четырёх из 13 (30,7%) испытуемых заметных изменений в эмоционально- волевой сфере не произошло, что, на наш взгляд, зависит как от характера заболевания, так и от внутрисемейных отношений.

Результаты, полученные в ходе нашего исследования, могут быть полезны для практических психологов, учителей и классных руководителей, работающих в медицинских учреждениях и общеобразовательных школах с младшими школьниками, имеющими различные соматические заболевания, а также для их родителей и самих детей, так как они указывают направление, по которому может осуществляться коррекция эмоциональной сферы детей с различными соматическими заболеваниями.

 

 

Заключение

 

В последнее время увеличивается количество соматических заболеваний среди детей младшего школьного возраста как в России, так и в других странах. На сегодняшний день эта проблема очень актуальна. В связи с этим необходимо исследовать факторы, влияющие на возникновение различных соматических заболеваний у младших школьников. Одним из основных факторов, значительно влияющих на успешность лечения детей, страдающих различными соматическими заболеваниями, является психо-эмоциональное состояние. Поэтому мы считаем необходимым следующее: во-первых, более подробно исследовать особенности эмоционально-волевой сферы младших школьников, во-вторых, заняться поиском, подбором и разработкой психокоррекционных процедур.

В ходе нашего исследования для коррекции эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста, имеющих различные соматические заболевания, была использована модификация релаксационного тренинга. За основу данного тренинга были взяты методики Э. Якобсона, М. Джорджа, И. Шульца, А.С. Прутченкова. Разработки данных исследователей оказались наиболее эффективными для нашей цели – изучить влияние релаксационного тренинга на эмоциональную сферу детей младшего школьного возраста, имеющих различные соматические заболевания.

Наше исследование проходило на базе Российской детской клинической больницы города Москвы. В релаксационном тренинге приняло участие 13 человек в возрасте 8-11 лет.

Исследование состояло из четырёх этапов. На первом этапе осуществлялся подбор и анализ научной литературы по проблеме исследования, выдвигались цель, задачи и гипотеза исследования, осуществлялся подбор взаимодополняющих методик, соответствующих поставленным цели, задачам и гипотезе исследования; на втором этапе изучалась эмоциональная сфера детей, имеющих различные соматические заболевания; на третьем этапе в течение двух месяцев проводился релаксационный тренинг, направленный на снятие напряжения и коррекцию эмоциональной сферы детей; на четвёртом этапе осуществлялся анализ данных, полученных в результате исследования.

В ходе исследования были использованы следующие методики: биографический метод, модификационный цветовой тест М. Люшера, методика Г. Айзенка на изучение самооценки психических состояний.

Благодаря организации и проведению релаксационного тренинга нам удалось подтвердить выдвинутую нами гипотезу – с помощью релаксационного тренинга улучшить эмоциональную сферу детей с различными соматическими заболеваниями.

Результаты, полученные в ходе нашего исследования позволили составить следующие психолого-педагогические рекомендации:

  1. Для расширения психологической грамотности необходимо организовывать обучение для родителей, направленное на изучение психологии и закрепление практических навыков. Следует осуществлять циклы лекций и практических занятий по темам: “Общая и возрастная психология”, “Психологические, физиологические, гендерные и возрастные особенности детей младшего школьного возраста”, “Особенности инклюзивного образования”, “Роль тьютора в современной системе образования”.
  2. Для того, чтобы родители обладали не только теоретическими знаниями, но и могли справляться с трудностями, возникающими в реальных жизненных ситуациях, необходимо проводить различные курсы тренингов, направленные на развитие и повышение как их стрессоустойчивости, так и на развитие стрессоустойчивости детей, страдающими различными соматическими заболеваниями. В качестве таких тренингов могут быть “Тренинг уверенного поведения”, “Релаксационный тренинг”; тренинг “Дружная семья” и др.

.        Для оказания психологической помощи родителям детей, страдающих различными соматическими заболеваниями, необходимо помогать им объединяться в сообщества, в которых они могли бы получать как профессиональную помощь, так и поддержку друг от друга. (К примеру, благотворительный фонд «Подари жизнь», Лечебно-реабилитационный научный центр «Русское поле»)

.        Для формирования силы воли, целеустремлённости, стрессоустойчивости, самостоятельности и позитивного отношения к жизни необходимо проводить спортивно-оздоровительные занятия в зависимости от индивидуальных особенностей детей. Такие занятия направлены на формирование адекватной самооценки, что в свою очередь влияет на жизненный сценарий человека.

.        Для формирования позитивного отношения к жизни детям и их родителям важно принимать участие в социальной и духовной жизни общества. В частности участвовать в мероприятиях, организованных различными волонтерскими движениями, в театральных студиях, клубах по интересам и др. Родителям необходимо помогать детям, страдающим различными соматическими заболеваниями, находить разнообразные позитивные хобби, исходя из интересов и особенностей личностей своих детей.

.        Необходимо развитие духовного сознания как родителей, так и детей.

Данные рекомендации могут быть использованы как родителями детей, имеющих соматические заболевания, так и педагогами и психологами, работающими в медицинских учреждениях с такими детьми.

Список использованных источников

1. Из Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ 12 декабря 2012 года // Вестник образования России. – 2013, №1. – С.12-27.

2. Постановление Правительства РФ № 916 от 29.12.01. «Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи». – М., 2001.

3. Ст. 7 «Закона об охране здоровья граждан» ФЗ № 323 от 21.11.2011 г.

4. Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 323- ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

5. Федеральный закон Российской Федерации № 273-ФЗ от 29.12.2012 г «Об образовании в Российской Федерации» // Вестник Образования. – № 3- 4/2013.

. Адамова, М.В. Педагогические проблемы здоровья и медицинские задачи в педагогике / М.В.Адамова, В.Д.Ловицкий // Объединенный научный журнал. – М.: Тезариус, 2002. – С.32-34.

. Анохина, Ж.А. Особенности физического развития городских и сельских подростков / Ж.А. Анохина, А.Н. Корденко, М.А.Малютина // материалы международной конференции «Физиология развития человека». – М.: Вердана, 2009. – С.8-9.

. Проведение мониторинга состояния здоровья детей и подростков и организация их оздоровления: методические рекомендации / А.А. Баранов, В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева. – М.: Минздравсоцразвития России, 2006.

. Бедный М.С. Демографические факторы здоровья. – М.: Финансы и статистика, 1984. – 246 с.

. Выготский Л.С. Кризис первого года жизни. // Выготский Л.С. Собр. соч. В 6-ти т. Т.4. – М.: Педагогика, 1984. – 432 с.

. Добряков И. В. Перинатальная психология. – СПб.: Питер, 2010. – 272 с.

. Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – М.: Педагогика, 1989. – 208 с.

О Main Aditor

Здравствуйте! Если у Вас возникнут вопросы, напишите нам на почту help@allinweb.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.