Психология эмоциональной сферы личности

 

 

Эмоции – важнейшая часть душевной жизни человека, и развитию эмоциональной сферы личности необходимо уделять не меньше внимания, чем развитию интеллекта, здоровья, физической силы и других личностных ресурсов. Развитие эмоциональной сферы – задача, актуальная для каждого, но направление этого развития будет совершенно разным в зависимости от типа личности. Каждый тип личности имеет свои задачи, и разговор о развитии эмоциональной сферы должен быть предельно конкретным. Рекомендации, справедливые и жизненно необходимые для одного типа личности, могут оказаться неадекватными и просто вредными для другого типа. Люди разные – это надо учитывать.

Эмоции – это (полный или не полный) пакет из:

выразительных движений (наблюдается зрительно, иногда с помощью специалиста),

быстрых движений от одного функционального состояния к другому (или между ними) – (фиксируется, например, полиграфом),

переживания этих движений (констатируется самим человеком).

Выразительные движения выполняют одну с главных функций эмоций – коммуникативную функцию.

Именно своими эмоциями маленький ребенок сообщает родителям, что он хочет и что родителям теперь надо. Большинство женщин совершенно целенаправленно пускают в ход свои эмоции, когда им нужно запрячь мужчин на реализацию их замечательных замыслов. Близкому человеку можно многое сказать одним выражением глаз, одной интонацией, одним тихим выдохом. Наблюдая эмоциональные движения, вы можете разгадать даже то, что другой человек хочет от вас скрыть.

Смена функционального состояния. Любое дело требует своей настройки. Чтобы ударить, нужен адреналин. Чтобы спрятаться, нужно съежиться и замереть. Чтобы заметить мелкое движение, нужна концентрация внимания. Чтобы подарить заботу, нужно иметь расположенность души и теплоту рук.

Переживание – длящееся эмоциональное состояние, прокручивание одного и того же события несколько раз, возвращение кругами раз за разом к тому, что уже произошло.

Переживание часто является синонимом чувства, и это правомерно в той мере, в какой чувство сопровождается кинестетикой, неспокойным телом.

Чаще (видимо, в силу традиционного негативизма) под переживанием имеют в виду нечто негативное. «Ах, я так переживала!» – имеется в виду переживала неприятность. При этом вполне правомерно говорить и о положительных переживаниях: под “пиковым переживанием” подразумевается безусловно положительное и одно из высших личностных переживаний. Культура переживания – знание что когда и как лучшим образом переживать. А что когда и как не надо. И не просто знание, а еще умение и привычка это делать. Культура переживания, это в частности культура душевной боли. Современная культура душевную боль культивирует. Она воспитывает людей с душевной болью, считая ее добродетелью и приучая к тому, что переживание душевной боли естественно, неизбежно и есть достоинство воспитанного человека. Пустые переживания не имеют цели и смысла, попереживание не имеет основания. Чаще переживания имеют смысл (внутреннюю выгоду) как способ привлечения внимания и психологическая защита.

Намеренные переживания.

Нередко переживания запускаются намеренно. Типичные причины (или цели) – личностная беспомощность, привлечение внимания, борьба за власть и месть.

Женщина жалуется на свои страхи, что вот муж увлечется молоденькими. Реально она знает, что ей и их отношениям с мужем это не грозит – но пожаловаться приятно, это веселее, чем молчать, и она оказывается в центре внимания.

Как правило, намеренные переживания сопровождаются спектаклем неспокойного, трепещущего яркого и выразительного тела, чтобы максимально привлекать внимание окружающих или организовать максимальное эмоциональное давление.

Переживания как способ управления окружающими.

Переживания – традиционный способ управления людьми, находящихся с вами в личных отношениях, и чтобы влияние оказалось более сильным и надежным, наши переживания должны быть:

яркими: чтобы привлекали внимание, чтобы их не могли не заметить,

внутренне стабильными, неотменяемыми – до тех пор, пока не прекратится неустраивающее нас поведение.

Внутренние переживания – именно тот маховик, который дает внешние переживакния и яркими, и внутренне стабильными. Люди нередко раскручивают внутренее переживание, чтобы влияние было сильнее и чтобы за ними была внутренняя правда: «Я не просто изображаю, мне правда плохо!»

Непроизвольные переживания.

Непроизвольные переживания также сопровождаются телесным театром, поскольку прокручивание одной и той же картинки на фоне возбужденного тела раскручивает, раскачивает тело еще больше. Однако при непроизвольном переживаниях телесный театр более внутренний – переживания больше задействуют вегетативную систему, а не внешнюю выразительность.

Как правило, переживание сопровождается напряжением тела. Если тело спокойно, о переживании не говорится. Переживание – это кинестетика, это всегда про тело.

Переживание и мышление.

У людей, не привыкших думать, переживания заменяют мышление. Сильные переживания выключают мышления, человек спускается на предыдущие стадии интеллектуального развития.

В процессе развития эффективного мышления сменяются следующие стадии:

переживание

негативное мышление

позитивное мышление

рабочее мышление.

Есть люди, по характеру склонные переживать, и люди, склонные действовать. Это зависит от типа личности. Типология шире – люди, склонные:

переживать,

действовать,

переживать и действовать,

не переживать и не действовать [Бодалев 2001, 104].

Эмоции и чувства

Чувство обиды – это чередование протеста, обвинений, агрессии и переживаний страдания, используемое для привлечения внимания и давления на партнера.

Эмоции и чувства – очень близкие понятия, часто используются как синонимы. “Чувство гнева” или “эмоция гнева” – это про одно и то же. И так и так сказать правильно [Изард 2004, 125].

Скорость изменения функциональных состояний.

И эмоции, и чувства – это привлекшие наше внимание функциональные состояния.

Любой человек всегда находится в том или ином функциональном состоянии – он спокоен или возбужден, устал или бодр, внимателен или рассеян, настроен к кому-то или от чего-то, его внимание привлечено к кому-то или чему-то…

Разница между эмоциями и чувствами – в скорости и длительности процессов. Если лицо меняет выражение быстро и быстро возвращается к исходному (спокойному) состоянию – это эмоция. Если лицо медленно начало менять свое выражение и осталось в новом выражении (относительно) надолго – это чувство. А поскольку это “быстро” или “медленно” очень относительно, то и четких границ между этими двумя понятиями нет.

Если изменения происходят еще медленнее, то вслед за чувствами говорят о настроении, состоянии, далее о складе характера и личности в целом.

Если функциональное состояние долго остается неизменным и не подает никаких специальных сигналов, мы постепенно перестаем его замечать. Но стоит ему измениться, наше внимание снова к нему привлечено, изменение замечено.

Быстрые и энергичные изменения замечаются легче, больше привлекают к себе внимание. Поэтому чаще замечаются эмоции, а чувства не так явны. Чтобы понять чувства, к ним нужно быть более внимательными, лучше себя чувствовать (если речь о наших чувствах) или понимать партнера – если важно понять чувства партнера.

Значение эмоций определяется контекстом чувств.

Эмоции относятся к чувствам так же, как слова к тексту. Эмоции – составляющие чувств. Значение каждой эмоции становится более ясным в контексте чувства, в которое она включена.

Чувства складываются из ситуативных эмоций и порождают ситуативные эмоции. Из чувства любви к человеку в зависимости от обстоятельств могут развиться тревога за него, горе при разлуке, радость при встрече, разочарование, если он не оправдал надежд.

Живое, сложное чувство, – как, например, чувство обиды, состоит из чередования протеста, обвинений, агрессии и переживаний страдания, скомпонованных для привлечения внимания и давления на партнера.

Иногда чувства и сопряженные с ними эмоции могут вызывать противоречивые отношения к их объекту [Первин 2006, 324].

Роль и функции эмоций.

Говоря о том, для чего человеку и животным нужны эмоции, следует различать их функции и роль. Функция эмоций – эхо узкое природное предназначение, работа, выполняемая эмоциями в организме, а их роль (обобщенное значение) – это характер и степень участия эмоций в чем-либо, определяемая их функциями, или же их влияние на что-то помимо их природного предназначения (т.е. вторичный продукт их функционирования). Роль эмоций для животных и человека может быть положительной и отрицательной. Функция эмоций, исходя из их целесообразности, предопределена природой быть только положительной, иначе, зачем бы они появились и закрепились? Можно возразить, что эмоции могут оказывать на организм и разрушительное воздействие. Но это связано с чрезмерно выраженными сопутствующими эмоциям физиологическими изменениями в организме, связанными не с качеством регулирования (эмоциональным), а с его интенсивностью. Это роль эмоций, а не их функция. Витамины и соль полезны для организма, но их избыточный прием может привести к заболеванию или отравлению. Так и с эмоциями. Выполняя свои биологические функции, эмоции «не спрашивают» человека, полезно ему это или вредно с его точки зрения. Роль же эмоций оценивается именно с личностных позиций: вмещает возникшая эмоция или ее отсутствие достижению цели, нарушает или нет здоровье человека и т. д [Макдауголл 1984, 92].

Исследователи выделяют несколько функций эмоций: отражательную (оценочную), побуждающую, подкрепляющую, переключательную, коммуникативную. Отражательная функция эмоций выражается в обобщенной оценке событий. Эмоции отхватывают весь организм и тем самым производят почти мгновенную интеграцию, обобщение всех видов деятельности, которые им выполняются, что позволяет прежде всего определить полезность и вредность воздействующих на него факторов и реагировать прежде. Чем будет определена локализация вредного воздействия. П.В. Симонов выделяет подкрепляющую функцию эмоций. Известно, что эмоции принимают самое непосредственное участие в процессах обучения и памяти. Значимые события, вызывающие эмоциональные реакции, быстрее и надолго запечатлеваются в памяти. Переключательная функция эмоций особенно ярко обнаруживается при конкуренции мотивов, в результате которой определяется доминирующая потребность. Так, в экстремальных условиях может возникнуть борьба между естественным для человека инстинктом самосохранения и социальной потребностью следовать определенной этической норме, она переживается в форме борьбы между страхом и чувством долга, страхом и стыдом. Исход зависит от силы побуждений, от личностных установок. По-видимому, можно говорить и о коммуникативной функции эмоций. Мимические и пантомимические движения позволяют человеку передавать свои переживания другим людям, информировать их о своем отношении к явлениям, объектам и т.д. Мимика, жесты, позы, выразительные вздохи, изменение интонации являются «языком человеческих чувств», средством сообщения не столько мыслей, сколько эмоций [Петровский 1986, 60].

Эмоции – важнейшая часть душевной жизни человека, и развитию эмоциональной сферы личности необходимо уделять не меньше внимания, чем развитию интеллекта, здоровья, физической силы и других личностных ресурсов.

Управление эмоциями.

Управление эмоциями – предотвращение, запуск, изменение способа протекания и прекращение произвольных эмоциональных переживаний. Управление эмоциями, контроль эмоций, подавление эмоций – все это вещи разные. Управление осуществляется в отношении послушных (произвольных) эмоций, контроль – в отношении непослушных (непроизвольных) эмоций средней силы, подавление – в отношении сильных непослушных эмоций. Непроизвольными эмоциональными переживаниями напрямую управлять нельзя, но в конкретной ситуации можно сделать эмоциональные выплески более экологичными, а далее обратиться к специалисту-психотерапевту. От большинства непроизвольных эмоций при необходимости можно освободиться (очиститься).

Зачем управлять эмоциями.

Так как эмоции «приобретение» крайне древнее, изначально более подходящее для жизни в дикой природе, довольно часто они возникают (или не возникают) не там, не тогда когда нужно или не с нужной интенсивностью.

Не всегда привычная реакция является наиболее адекватным ответом, иногда своими эмоциями можно задеть других людей, в тот момент когда им нужна поддержка. Когда нас переполняют эмоции, думается значительно хуже, чем в спокойном состоянии. Иногда нужно просто отдохнуть, и лишние эмоции тогда ни к чему. Развитой личности уметь управлять эмоциями полезно.

Можно ли управлять эмоциями?

На эту тему можно дискутировать бесконечно, пока вопрос не будет поставлен более конкретно: кто и какими видами эмоций?

Актеры, индейцы, дипломаты и другие люди, прошедшие специальную подготовку, своими эмоциями владеют гораздо лучше, чем обычные люди, такой подготовки не имеющие. Некоторые виды эмоций практически неуправляемы почти при любой подготовке, некоторые – управляемы любым ребенком.

Социальные границы управления эмоциями.

В некоторых ситуациях вы можете оказаться беспомощными перед своими эмоциями вовсе не потому, что не можете ими управлять. Физически – можете, а вот социально иногда это сделать нельзя. Существуют социальные ограничения. Вся человеческая культура построена на том, что эмоции – это преимущественно непроизвольные реакции, и перевод эмоций в разряд сознательных и произвольных действий опасен тем, что уничтожает саму основу человеческих отношений. Отсюда – ограничения [Якобсон 1958, 127].

Библиографический список

 

  1. Макдауголл У. Различение эмоций и чувства / У. Макдауголл. Психология эмоций: Тексты. – М., 1984. – С. 156.
  2. Петровский А.В. Чувства. Общая психология: Учебник / А.В. Петровский – М.: – 1986. – с. 290.

.        Первин Л.А. Психология личности: Теория и исследования / Л.А. Первин, – М.: Аспект Пресс – 2006 – с.607.

.        Якобсон Я.М. Психология чувств / Я.М. Якобсон, – М.: – 1958.- с. 228.

.        Додонов Б.И. «В мире эмоций» – К., 1987 г. – 140 с.

.        Райгородский Д.Я. «Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие» – С., 2000 – 672 с.

.        Ильин Е.П. Эмоции и чувства. / Е.П. Ильин – СПб.: Питер – 2000. – 752 с.

.        Изард К. Психология эмоций / К. Изард. – СПб.: Питер, 2004. – с.240.

.        Бодалев А.А. Личность и общение / – М.: Академия – 2001 – 206с.

.        Петровских А., Петровских В., «Развитие личности ребенка» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: <http://adalin.mospsy.ru/> загл. С экрана / А. Петровских, В. Петровских.

.        Ковалев А.Г. Психология личности / А.Г. Ковалев,- 2003 – с. 385.

.        Аверин В.А. Психология личности / В.А. Аверин,- 2004 – с. 191.

.        Реан А.А Психология изучения личности / А.А. Реан – СПб.: Издательство Михайлова В.А. – 2003 -с. 281.

 

О Иля

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.