Профессионально – ориентированное обучение русскому языку

     Одним из средств, способных интенсифицировать учебный процесс, является профессиональная направленность обучения русскому языку студентов национальных групп. Это означает, что при планировании учебного процесса и определении его содержания и методики обучения целесообразно учитывать сферы, темы и ситуации речевого общения на русском языке будущих специалистов и, соответственно, подбирать речевой материал, обязательный для усвоения: лексику, синтаксические конструкции, диалоги, монологи и т.д.

     Из сфер речевого общения применительно к нашему вузу наиболее важны следующие:

учебно – профессиональная, представляющая общение студентов между собой и с преподавателями на учебные и профессиональные темы: слушание лекций, беседы, выступления на семинарах, диалогическая речь во время производственной практики и т.д.;

профессионально – трудовая, понимаемая нами как общение на производственные темы в учреждении, на заводе, на фабрике;

общественно – политическая, включающая общение студентов на общественно – политические темы, участие в собраниях, заседаниях, чтение газет и другой публицистической литературы, просмотр телепередач, выступление в роли докладчиков, политинформаторов;

административно – правовая, подразумевающая контакты с администрацией и различными организациями посредством различных письменных и устных образцов делового стиля речи;

социально – культурная – обсуждение кинофильмов, спектаклей, произведений живописи и литературы, вопросов этики общения и т.д., при письменной форме коммуникации – составление аннотаций, рецензий, написание творческих сочинений.

      Лексические темы, включённые в ныне действующую типовую программу по русскому языку, предусматривают формирование речевых умений и навыков общения во всех этих речевых сферах. Причём на 1 и 2 курсах больше внимания уделяется учебно – профессиональной, социально – бытовой и общественно – политической сферам общения. В течение данного периода обучения студенты приобретают и совершенствуют речевые умения общения на русском языке в быту, в группе, в молодёжной организации, расширяют свой словарный запас, осваивают литературный стиль речи, учатся воспринимать и осмысливать русскую речь без перевода на родной язык. Такая программа обучения обеспечивает их подготовку к прослушиванию лекций по остальным предметам на русском языке (в университете, начиная с 3-его курса, весь учебный процесс в национальных группах ведётся на русском языке).

      Отбор примерных речевых ситуаций и определение речевых задач, которые предстоит обучаемым решить во всех типовых сферах речевого общения, осуществляется следующим образом.

     Учебно – профессиональная сфера:

– аудирование сообщения преподавателя, связанного с будущей специальностью обучающегося, вычленение основной информации, составление конспекта;

– составление и устное продуцирование сообщения (на семинаре, конференции), составленного на основе текстов по специальности;

– участие в беседе по содержанию текстов и устных сообщений и т.д.

      Общественно – политическая сфера:

– выступление перед группой с политинформацией на различные темы;

-восприятие на слух сообщений по радио и телевидению на общественно-политические темы, участие в их обсуждении;

– чтение периодической печати: газет, журналов, составление аннотаций и тематических обзоров газетных и журнальных статей.

      Профессионально – трудовая сфера (на 2-ом курсе):

– объяснение слушателям устройства и принципов действия машины, прибора, технического сооружения (ФСиТД, ИТФ, ФИКТ);

– выступление с докладом по темам, связанным с будущей специальностью.

      Административно – правовая сфера (2-ой курс; 3 и 4 курсы желательно):

– участие в обсуждении коллективного договора между администрацией и коллективом предприятия;

– составление отчёта о работе, протокола, рапорта, заявления, акта, объяснительной записки, делового письма;

– участие в беседе на административно – правовые темы;

– объяснение должностных обязанностей работников, которые трудятся в учреждениях, на предприятиях, связанных с определёнными профессиями.

      Прогнозирование типичных речевых ситуаций в каждой из сфер речевого общения позволяет произвести отбор умений и навыков, сформированность которых может обеспечить успешную речевую деятельность обучаемых на русском языке в условиях их учебной или будущей профессиональной деятельности.

      Далее производится отбор или составление текстов монологов и диалогов, содержащих обязательную для усвоения лексику, а также типичные синтаксические конструкции. Эти тексты служат для подготовительных ориентировочных учебных действий студентов: анализа структуры, вычленение изучаемых конструкций, устного и письменного воспроизведения.

      Затем составляются упражнения, вырабатывающие умения и навыки исполнительских речевых действий. Особое предпочтение отдаётся учебно – ситуативным и проблемным упражнениям, т.е. упражнениям, ставящим перед студентами проблему, типичную для их настоящей учебной и будущей профессиональной деятельности.

       Например, при работе над темой «Моя специальность» (2 курс) могут быть предложены такие задания:

– Сейчас вы прослушаете небольшой отрывок из лекции по сопротивлению материалов, постарайтесь понять его содержание и приготовьтесь ответить на вопросы по его содержанию;

– Прочитайте рассказ о том, как работают выпускники нашего университета. Подумайте над тем, что должен знать и уметь специалист вашей профессии, чтобы успешно трудиться.

       При работе над темой «Роль квалифицированных специалистов в решении народнохозяйственных задач» (2 курс) можно использовать такие задания:

-Расскажите, в чём заключается подготовка квалифицированных специалистов вузами и что является одной из важнейших задач высшей школы?

– Выпускник будущего. Каков он?

– Какие качества должны быть присущи специалистам, окончившим вузы?

– С какими трудностями могут встретиться молодые специалисты на первых порах после окончания вуза. Как можно их преодолеть?

– Опишите, каким специалистом вы себя представляете в будущем.

      При работе над темой «Личность и коллектив» (2 курс) могут быть предложены такие задания:

-Расскажите, в каком коллективе вам хотелось бы работать после окончания университета (оно выполняется устно и письменно);

– Каких руководителей ценит и уважает коллектив;

– Выскажите своё мнение о том, что особенно важно для успешной работы коллектива;

– Представьте, что вы директор банка и ведёте приём посетителей по личным вопросам, побеседуйте с одним из них (повод придумайте сами);

– Составьте деловое письмо в филиал вашего банка в районе Рудаки с просьбой прислать отчёт о произведённых ими расходах;

– Подготовьтесь к участию в диспуте «Как наладить благоприятный психологический климат в коллективе». Выскажите своё мнение по этому поводу.

       Итак, подводя итоги можно сказать, что профессиональная направленность работы по развитию русской речи повышает мотивацию учебной деятельности обучаемых, их глубокую заинтересованность в овладении русским языком, что способствует интенсификации учебного процесса.   

О L-BRO Administrator

Администратори сомона.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.