Русский язык – язык межнационального общения

         Язык – главное средство человеческого общения: люди не могут без языка передавать и получать нужную информацию, воздействовать на окружающих.

         Язык – это сложнейшее и совершеннейшее явление, результат длительного развития человеческого общества; это то, без чего ни человек, ни общество не могут нормально существовать.

         Язык – форма существования национальной культуры, проявление самого духа нации.

         Русский язык занимает особое место на «языковой карте» мира и относится к обширной языковой «семье» родственных индоевропейских языков. Именно русский язык является в настоящее время средством межнационального общения народов России и ближнего зарубежья. Одновременно русский язык – это авторитетный язык международного, межгосударственного общения.

         Вопросы об изучении русского языка как родного и неродного в странах Средней Азии  оказались взаимосвязанными, так как уменьшение количества школ, в которых преподавание велось на русском языке, ограничило, или, по крайней мере осложнило возможность  выбора языка обучения, а соответственно, и сократило количество учащихся нерусской национальности, изучающих русский язык. Резко сокращено количество часов на изучение русского языка.  

         Что же касается  вопроса о судьбе русского языка в межнациональном общении, то проведенные в ряде стран СНГ социолингвистические исследования и некоторые другие материалы дают достаточно оснований утверждать, что вплоть до настоящего времени в качестве основного средства преодоления языкового барьера между бывшими гражданами СССР выступает русский язык. Это актуально не только для стран СНГ в целом, но и для каждой страны в отдельности, в том числе и для Таджикистана.

         Потребность в изучении русского языка в Таджикистане остается достаточно высокой. Это связано не только с тем, что здесь проживает незначительное количество  русскоязычного населения, по сравнению с прошлыми десятилетиями, но и с выездом за пределы Республики Таджикистан, в основном в Российскую Федерацию, трудовых мигрантов.  В настоящее время в  общеобразовательных учреждениях обучают русских русскому языку, это естественно. Русскому языку обучают и коренных жителей страны в школах, колледжах, вузах. И раньше в Таджикистане были иностранные студенты, приезжавшие на обучение из других стран, которые тоже учили русский язык. И сейчас имеются такие студенты. С приобретением независимости нашего государства появился такой контингент, который тоже желает учить русский язык. Это иностранные граждане, приезжающие в Таджикистан с разными целями: налаживать экономические, культурные и другие отношения между странами, работать, знакомиться с древними городами страны и т. п. Например, на международном факультете нашего университета обучаются студенты   из Афганистана, Германии, Лаоса и других стран. Они проявляют повышенный интерес к изучению русского языка, в связи с чем дополнительно занимаются с преподавателем русского языка и достигают больших успехов.

         Разобравшись в языковой ситуации, иностранные граж­дане обычно останавливаются на изучении русского языка, так как по работе им много приходится работать с русскоязычным населением, и коренное население, хоть немного, но знает русский язык. Поэтому иностранцы учат русский язык, но хотят знать все не только о России, но и об истории Таджикистана, культуре, обычаях и традициях, литературе. Таким образом, наблюдается редкое явление: когда через другой иностранный язык, люди пытаются познакомиться со страной, в которой временно проживают. Межкультурная коммуникация выступает в качестве основной мотивации при обучении русскому языку иностранных граждан, работающих в Таджикистане.

         В отличие от русского языка любой иностранный язык изучают только как иностранный. Сфера употребления русского языка намного шире любого иностранного язы­ка, изучаемого нашими учащимися. Основные функции русского языка на данном этапе такие, как: 1) функция межнационального и 2) функция образования – заставляют нас иначе относиться к положению русского языка.

         Отличается и методика обучения русского от иностранных языков. Методика обучения любого иностранного языка как наука практически не развивается в самом Таджикистане, а просто завозится из страны изу­ча­е­мого иностранного языка, впрочем, как и вся учебная, методическая литература. Исторически так сложилось, достаточно сильная методическая база русского языка досталась нам после советского периода. У нас и сейчас есть квалифицированные специалисты, которые развивают методику обучения языка, об этом свидетельствуют выпускаемые учебники, учебные пособия, выступления наших специалистов, как на международных, так и на внутренних конференциях, симпозиумах и т. п.

         Так уж распорядилась история, что народы Содружества, проживая в течение многих лет в одном многонациональном государстве, унаследовали не только взаимодополняемые экономические системы, но и

взаимозависимые культурно-языковые ценности, в создании которых важную роль сыграл русский язык. Поэтому вряд ли было бы разумным не воспользоваться русским языком как мировым языком международного и межнационального общения в строительстве качественно новых политических, экономических, образовательных и культурных взаимоотношений стран СНГ.

         Видимо, было бы целесообразным разработать совместную программу по поддержке русского языка в Содружестве. Такая программа должна предусматривать реализацию комплекса мер в области образования (выпуск на русском языке учебников и методической литературы), науки (формирование научно-интеллектуальной среды СНГ, в которой русский язык служит в качестве языка научного общения), культуры и книжного дела (возрождение практики взаимного перевода произведений писателей стран СНГ и т.д.).

         Перед странами СНГ стоят задачи дальнейшего углубления гуманитарного сотрудничества в многостороннем формате и в рамках двусторонних отношений, реализация которых признана служить стратегической цели формирования единого образовательного, культурного и информационного пространства Содружества.

test

Добавить комментарий