Тесты по грамматике русского языка без ответами

1.В каком словосочетании слова связаны способом согласования?

– заслужить доверие

– прочитанный роман

– рецензия на спектакль

– смотреть улыбаясь

– желание рисовать

2.Какая часть речи указывает на предметы, признаки и количества, не называя их?

– имя существительное

– имя числительное

– наречие

– местоимение

– имя прилагательное

3.Какой член предложения отвечает на вопросы косвенных падежей?

– определение

– дополнение

– обстоятельство

– сказуемое

– подлежащее

4.В  какой из перечисленных  групп местоимений есть притяжательные? 

– твой, свой, наш мой

– этот, себя, который, никто

– каждый, всякий, некто, кто

– я, ты, он, она, мы

– никакой, ничей, ничья, вы

5.Какое из данных предложений односоставное?

– Книги рассказывают мне о другой жизни. 

– Два брата шли рядом.

– Озеро нас очаровало своей тишиной.

– Люблю грозу в начале мая.

 – Семью восемь – пятьдесят шесть.

6.Какое из данных предложений безличное?

– Белеет парус одинокий в тумане моря  голубом.

–  Я продолжал жить в этом городе.

– Жизнь прожить – не поле перейти.

-Не забуду твоей торжественной красы.

– Новенькая меня раздражала.

7.С каким глаголом не пишется слитно?

– (не) читается

– (не) боится; 

– (не)  навидит

–  (не) спорит

–  (не)  любит

8.Укажите окончание глаголов  II спряжения

– – ишь

    – -ем

   -ут

    – ют

 – ете

9.Часть речи, которая обозначает действие и состояние предмета – это…

   – наречие

– глагол

 – местоимение

 – существительное

 – прилагательное

10.В данном предложении укажите сказуемое. Поздней осенью дни становятся короткими.

– становятся

– дни становятся

 – поздней осенью

  – становятся короткими

   – осенью

11. Спряжение – это изменение глаголов….

– по лицам

– по числам

– по родам

 – по временам

– по лицам и числам

12.Каким членом предложения являются выделенные слова: Ночь при лунном свете холодна, тиха, ясна.

– дополнением

 – обстоятельством

 – определением

 – подлежащим

– сказуемым.

13.В каком предложении составное глагольное сказуемое?

– Был ясный морозный день.

– Они должны вернуться к вечеру.

–  На могиле поэта люди произносили речи, читали стихи.  

– Кто – то вошёл в комнату.

– Семеро одного не ждут.

14.Определите, в  каком ряду все слова относятся  к одной части речи:

– открыта, красивый

–  читающий, зелень

– археологи, пирамиды

– чтение, смотрящий

– верность, надёжный.

15.Данное предложение Пословицы и поговорки украшают нашу речь, делают её яркой, образной, живой.

– простое, осложнённое

– сложное

  –  сложносочинённое

 – сложноподчинённое

 – бессоюзное сложное

16.Укажите распространённое предложение:

Морозит.

  Просыпается деревня.

  Он не мог ответить.

  Ребята пришли в музей.

  Ласточка летит над весенними лучами.

17.Глаголы имеют…

– 2 спряжения

 – 4 спряжения

– 1 спряжение

–  5 спряжений

 –  3 спряжения

18.Укажите ряд, в котором все местоимения притяжательные?

– сам, твой, мы, себя

– весь, всякий, иной, каждый

– что-нибудь, нечего, сколько, чей

– такой, самый, весь, иной

– мой, твой, наш, ваш

19.Самостоятельная часть речи, которая обозначает признак действия или признак другого признака, это …

– глагол

– местоимение

– наречие

 – прилагательное

– числительное

20.Когда птицы улетели, в лесу стало тихо. Это предложение является…

– сложноподчинённым

– сложносочинённым

– бессоюзным

– простым

– односоставным

21.Укажите, сколько простых предложений в составе сложного: Утром на другой день у него болела голова  гудело в ушах и во всем теле чувствовалось недомогание.

– 2

– 3

  – 4

 – 5

  – 1

22.Служебные части речи …

– отвечают на вопросы косвенных падежей

 – обозначают признак предмета

– составляют грамматическую основу предложения

-не являются членами предложения

 – обозначают действие предмета                           

23.Укажите сложное предложение:

– Уже садилось солнце.

– В доме опять запели.

– Нет никого прекраснее тебя.  

– Воробьи чирикают.

-Душно стало в комнате, и я вышел на воздух освежиться.

24.Союзы делятся на …

– слова, обозначающие признак предмета

– сочинительные и подчинительные

– слова, обозначающие действие предмета

– слова, обозначающие количество

– слова, обозначающие качество  предмета

 25.Определите в данных вариантах слов предлоги

– к, по, над, из, от

– кто, где, когда, если

– дом, дверь, лес, лента

–  не, ни, же, ли, бы

– ура, ах, ох, ой

26.Способ связи, при котором зависимое слово стоит в том же роде, числе, падеже, что и главное, – это…

– управление

– примыкание

– предложение

– приложение

– согласование

27.Определите вид сложного предложения:    Все-таки я встретил тех, кто не только сорит, но и убирает.

– сложноподчиненное предложение с придаточной определительной частью
– сложносочиненное предложение
– сложноподчиненное предложение с придаточной  изъяснительной  частью
– сложноподчиненное предложение с придаточной  обстоятельственной  частью

– бессоюзное сложное предложение

28.Какое  из данных  предложений  безличное?

    В Сибири не любят горячку и спешку.

Стой  за  правду  горой.

Теперь зубров не только охраняют, но и разводят.

Уже давно похолодало.

Солдаты ели жадно, без разговоров.

29.Простые предложения соединяются в сложные при помощи…

– предлогов

  – интонации

– союзов или союзных слов

– частиц

  – междометий

30.Какой союз нужно вставить в СПП?   Мы отправились в путь по дороге,… обещала много новых впечатлений.

–  когда

 –  где

–  потому что

 –  которая

 –  кто

31.В сложном предложении, в отличие от простого…

– одна грамматическая основа

– нет грамматических основ

-несколько грамматических основ

– нет второстепенных членов предложения

– нет придаточных предложений

32.Ответьте на вопросЗачем вы ходите в институт?

– чтобы повеселиться

– чтобы показать себя

– чтобы получить знания

– чтобы провести время

– чтобы общаться с друзьями

33.Вставьте вместо точек нужные окончания   Будь хорош… сын.. своей  Родины.

–  -ым, -ам

–  -ой, – нулевое

 –  – ое,- ее

– – им, – ом

–  – ой, ей.

34.Наречие – это часть речи, которая …

– склоняется

 – спрягается

– неизменяемая часть речи

– имеет время

 – обладает двумя видами.

35.Укажите вопросительное предложение

– Правда глаза колет.

–  Говорите тише.

– Вам знакомы эти места?                 

– Будьте здоровы!

– Пахнет розами.

36.Прямую речь можно заменить…

– косвенной

 – прямой

 – дополнением

 – обстоятельством

 – определением

37.Чужая речь может быть передана при помощи…

– прямой речи

 – косвенной речи

  – диалога

 –  цитаты

–  нельзя передать.

38.Каким членом предложения является выделенное слово? На экзамене студент отвечал уверенно.

– дополнением

– обстоятельством

 – определением

– подлежащим

– сказуемым

39. Выберите правильное понятие …

– подлежащее – это часть речи;

– подлежащее – это второстепенный член предложения;

– подлежащее – это часть слова;                      

– подлежащее – это главный член предложения;

 подлежащее – это зависимое слово.

40. Определите, в каких наречиях не пишется ь:

– издавн…, попусту…, нож…

– уж, замуж, невтерпёж…

– вправ…, налев.., сплош…

 – настеж…, сплош.., задолг..

 – тиш…, изредк.., визг..

41.Укажите, какие из предложенных вариантов являются главными членами предложения?

– подлежащее и сказуемое

– только подлежащее

– только глагол

– прилагательное

– прилагательное и глагол

42.Допишите окончание в предложении: Берегите матер…, облегчайте им труд.

–  -ям

  – – ями

 –  – ях

–  – ей; –

 – ам

43.Где правильно расставлены знаки препинания при прямой речи:

– Мать недовольно спросила: «Опять двойку получил?».   

–  Я спросил студентов, идут ли они на консультацию.

– Нам сказали: Отложите экскурсию до наступления хорошей погоды.

–  «Моя мечта – учить людей прекрасному»: сказала Галина.

–  Мне сообщили, «Твоя книга нашлась».

44. В каком предложении не достаёт знаков препинания:

– «Вот, – подумал я, – жить бы так и жить: ты ничего не делаешь, а за тобой все ухаживают».

– Гость смотрит, а я говорю «Птичка знает время, когда ей прилететь и когда улететь, а человек этого часто не знает».

– «Мы все за себя постоять умеем, каждый по-своему», – думают они про себя.

–  Зрячий сказал: «Цвет молока такой, как бумага белая».

– «А что этот цвет так же шуршит под рукой, как бумага?» – спросил слепой. 

45.  Какое из этих предложений сложное? (знаки препинания не расставлены).

–  Он поднялся на бугор и пошёл дальше.

–  Дальше потянулись огни деревни в которой мы собирались остановиться.

–  Я проснулся и увидел море.

–  Брат положил в костёр полено и стружку.           

– Ветер рванул со всей силой и ударил в окно.

 46. Укажите, какая часть речи отвечает на вопросы сколько? который?

– местоимение

– существительные

– глагол

– наречие

– числительное

 47. Вставьте вместо точек нужный по смыслу союз: Начало смеркаться, … я подошёл к воротам её дома.

– где

-когда

– тогда, как

–  если

– как

48. Укажите предложения с придаточной частью места:

– Где нет вежливости, там нет и знакомства.

– Когда восстанем и будем занимать хутор, лошадей проще будет вывести из общих конюшен.

– Каждый понимал, что именно вечером по станицам вспыхнут огни.

– Летают и пляшут стрекозы. Веселый ведут хоровод.

– Мы вольные птицы: пора брат пора!

49.Предложение, в котором есть и главные, и второстепенные члены, называется….

– распространённым

– нераспространённым

– односоставным

-сложным

– безличным

50. Выберите необходимый глагол: Если у вас часто болит голова, нужно… с врачом.

– посмеяться

– поработать

– погулять

– познакомиться

– посоветоваться.

51.Укажите предложения с придаточной частью условия:

– Кто ясно мыслит, тот ясно излагает.

– Прекрасная мысль теряет свою  цену, если дурно выражена.

– Сколько бы вопросов не задавали ему студенты, он всегда с  большим интересом отвечал на них.

– Что бы я ни  рассказывал своему брату, его ничего не интересовало.

– Пусть море в бурунах белых, не боится их матрос.

52.При помощи  каких союзов присоединяется главная часть к придаточной условия:

– если, ежели

– где, куда

– что, чтобы

– хотя, пускай

– как, как будто.

53.Найдите предложения с придаточной уступительной частью:

– Ухо не могло различить, человек ли это прокричал, или зверь, или птица.

– Мой друг получил письмо, в котором сообщалось о болезни его матери.

– Несмотря на праздничный день, в саду было пустынно.

– Бой закипел, смертельный бой.

– Пока закладывали лошадей, Ибрагим вошёл в ямскую избу. 

54.Найдите СПП с несколькими придаточными:

Отец мой говорил, что он не видывал таких хлебов, что нынешний год урожай отличный.

– Отпуск будет обеспечен, если сдать работу в срок.

–  Мелкий дождик сеет с утра, поэтому выйти невозможно.

– Плохо то, что у вашего сына совсем нет желания учиться.

– Молвит слово, как соловей поёт. 

55.Укажите, как присоединяется к придаточной главная часть:

– словом

– словосочетанием

-союзом и союзным словом

– разделительными союзами

– только союзным словом

56.Предложение, в котором есть и подлежащее, и сказуемое, называется….

– односоставным

– двусоставным

– сложным

– безличным

– номинативным

57.Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным причины:

– Уже садилось солнце.

– В доме опять запели, потому что всем было весело.

– Он посмотрел на меня с удивлением.

–  В парке цвела черёмуха, пели птицы, играли дети.

– Море шумело, и волны бились о берег бешено и гневно.

58.Какой союз нужно вставить в СПП с придаточным  времени?  …не взошло солнце, дышать было легче.

– что

 – кто

– который

 – как только

–  пока. 

59. Укажите продолжение предложения. В глубинах народного языка отражается….

– солнце пустыни

-история духовной жизни

– дорога жизни

– предмет

-действия

 60. Какое значение имеет БСП? Придёшь поздно – никого не будет дома

– причины

– следствия

–  места

– условия

 – времени

61.По родам изменяются глаголы   

–  в прошедшем времени

– в настоящем времени

– в будущем простом времени

– всех временах

– в будущем сложном времени

62.Сочетание двух или более слов, связанных между собой по смыслу и грамматически, – это…

– предложение

– словосочетание

– синтаксис

 – тест

 – фразеологизм

63. Предложение, в котором имеется несколько грамматических основ, называется….

– односоставным

– двусоставным

– сложным

– безличным

– номинативным

64.Какие буквы нужно вставить? Напиш…шь пером-не выруб…шь топором.

– е, и

  –  и, у

 –  а, и

 –  и, а

  –  ы, и

65. Способ связи, при котором зависимое слово  требует определённого падежа – это…

– управление

 – примыкание

 – предложение 

– приложение

 – согласование

66.Примыкание – это способ связи слов в словосочетании, при котором …

-зависимое слово связано с главным по смыслу

– главное слово требует определённой формы косвенного падежа

– зависимое слово стоит в том же числе и падеже, что и главное слово

– главное и зависимое слово не связаны между собой

–  главное и зависимое слово связаны сочинительным союзом

67.На какие вопросы отвечают глаголы в неопределённой форме?

– Что делать? Что делаю?

– Что делаешь? Что сделаешь?

– Что будем делать? Что сделать?

– Что делают? Что сделают?

– Что делать? Что сделать?

68. Какое значение имеет БСП?  Мне хотелось плакать: нервы были расстроены.

–  дополнения

 – времени

– причины

 – условия

 – следствия

69. Словосочетание состоит из …

–  однородных членов

– простых предложений

– подлежащего и сказуемого

– двух или более слов, связанных по смыслу и грамматически;

– неоднородных членов

70. Вставьте вместо точек наречие – антоним. Ночью шел сильный дождь. А …погода улучшилась.
– вчера

– утром

 – когда-то

 – зимой 

 – сегодня

71.Зависимое слово в словосочетании прочитать статью стоит в

– В. п.

 – Д. п.

  – Р. п.

  – Т.п.

– И. п. 

72. Предложение – главная единица – …

– фонетики

 – словообразования

 – морфологии

– синтаксиса

– лексикологии  

 73.Член предложения, обозначающий предмет и отвечающий на вопросы Им.п., – это

– сказуемое

 – дополнение

– подлежащее

 – определение

 – обстоятельство

74. Сказуемое это –

– главный член предложения, отвечающий на вопросы что делать? что сделать?

– главный член предложения, отвечающий на вопросыкто? что?

– второстепенный член предложения,  отвечающий на вопросы какой? чей?

– второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы косвенных падежей;

– второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы где? куда? откуда? 

75.Подлежащее не может быть выражено

– существительным

 – местоимением

 – словосочетанием

– частицей

 – причастием

76.Укажите тип сказуемого в данном предложении.Я продолжал читать эту книгу.

– простое глагольное сказуемое

– составное глагольное сказуемое

– составное именное сказуемое

– простое именное сказуемое

– сложное сказуемо.    

77.Определите вид придаточного предложения. Под вечер мы вышли на поляну, где росла огромная берёза.

– изъявительное

– определительное

 – цели

 – времени

 – причины

78. Дополнение может быть…

– согласованным и несогласованным

– прямым и косвенным

– места и времени

– цели и уступки

– причины и места

79. Определение отвечает на вопросы…

– косвенных падежей

– кто? что?

– какой? чей?

– где? как?

– почему? зачем? 

80.Второстепенный члены предложения, отвечающий на вопросы косвенных падежей

– сказуемое

– определение

– обстоятельство

– дополнение

– подлежащее

81. Чем выражено определение в предложении?    Есть много книг о верности.

–  прилагательным

– существительным

– числительным

 – местоимением

 –  наречием

82 Каким членом предложения является выделенное слово? На экзамене студент отвечалуверенно.

 – дополнением

  – обстоятельством

 – определением

– подлежащим

– сказуемым

83. Определите вид обстоятельства в предложении.  Неожиданно грянул гром.

– образа действия

 – причины

– времени

 – цели

– места

84. Существительное в Винительном падеже без предлога – это…

– косвенное дополнение

– прямое дополнение

–  подлежащее

– определение

  – обстоятельство

85.Предложение, в котором есть и подлежащее, и сказуемое – это предложение…

– двусоставное

 – односоставное

– простое

 – вопросительное

 – утвердительное

84. Подлежащее и сказуемое – это…

– обобщающие слова

– главные члены предложения

-вводные слова

– второстепенны  члены предложения

– однородные члены предложения

85.Грамматическая основа предложения – это…

–  подлежащее и сказуемое

– определение

– дополнение

– обстоятельство и дополнение

– однородные члены предложения

86.Сколько всего членов в простом предложении?

  – 2

  – 6

  – 4

 – 3

– 5

87.  Дополнение, определение, обстоятельство – это…

–  главные члены предложения

– второстепенные члены предложения

– вводные слова

 – служебные  слова

– обращение

88.Какой член предложения выделенное слово? Патриотизм – чувство самое счастливое.

  – дополнение

 –  определение

– подлежащее

– сказуемое

– обстоятельство

89.Укажите сложносочинённое предложение

– Жить легко, если есть настоящие друзья.

–  На берегу никого не было, и дорога была пуста.

–  Владимир с ужасом увидел, что заехал в незнакомый лес.

–  Я люблю свой родной край, и хочу многое для него сделать.

– Если команда выиграет этот матч, то она выйдет на  финал.

90. Укажите БСП со значением перечисления

– Листья падают с деревьев, дует холодный ветер.

–  Я долго не мог уснуть, в  памяти моей возникали картины прошлого.

– Мне хотелось плакать: нервы были расстроены.

–  Я хочу, чтоб люди жили в мире и согласии.

91. Какое значение имеет БСП?  Я доверяю любящим: они великодушны.

–  дополнения

– времени

– причины

– условия

– следствия

92. Какие союзы употребляются  в БСП?

– сочинительные

 – подчинительные

 –  разделительные

– противительные

– нет союзов

93.Вставьте подходящий по смыслу союз.Солнце зашло за горы,… мы не спешим домой.

 – и

 –  или

– но

 – что

 – когда

94. Чужая речь может  быть передана при помощи….

– косвенной речи

– косвенной  и прямой речи

–  прямой речи

–  разговорной речи

 – нельзя передать

97. Какой знак препинания пропущен в предложении?Нет счастья без родины, каждый пускает корни в родную землю.

– запятая

 – тире

 – двоеточие

 – точка с запятой

 – точка

98.По цели высказывания предложения бывают…

–  односоставные, двусоставные

– простые, сложные

– повествовательные, вопросительные, побудительные

–  безличные.определённо-личные, назывные

–  сложноподчинённые, бессоюзные

99.Укажите сложносочиненное предложение с противительным  союзом:

– Она схватила меня за руку, и мы поехали на другую сторону катка.

– Маслята либо маринуют, либо сушат.

-Дни поздней осени бранят обыкновенно, но мне она мила, читатель дорогой.

– Двое пожилых людей исчезли за поворотом.

– Лестница приводит на вершину холма.

add

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.