Введение в истории Украины

1. Предмет и задачи исторической науки. История как наука

       2. Исторические источники

       3. Историография

       4. Вспомогательные исторические дисциплины

       5. Принципы исторических исследований

       6. Хронология

       7. Исследователи истории Украины и их взгляды

История – одна из самых древних наук и одна из двух тысяч существующих наук, которые правят и служат современному человечеству. Она тесно связана с другими науками как психология, социология, философия, юридические науки, экономическая теория, математика, языкознания, литературоведения и т.д. В отличие от них она рассматривает процесс развития общества в целом, анализирует всю совокупность явлений общественной жизни, все его стороны (экономику, политику, культуру, быт и т.д.).

Историческая наука — это система объективных, проверенных практикой знания о природе, обществе людей, что определяет своё назначения в форме понятия формул, законов, и событий прошлого.История-это сведения о минувших лет и конкретных исторических событий, об их связях и последовательностях.

Историография (от греч. слово – означает описание истории) – это дисциплина, которая изучает историю исторической науки. Историография это наука о том, как возникла и развивалась историческая мысль, процесс накопления исторических знаний. На Украине интерес к прошлому своего народа зародилось давно, еще в начале государственности, о чем свидетельствуют летописи. В XI веке появляются летописные своды, авторы которых связывают записи с политической жизнью. Первые русские летописи являются огромной исторической эпопеей. События в ней начинаются с «сотворения мира» и заканчиваются XIII веком.

В 1113 г. в «Повести временных лет» монах Печерского монастыря Нестор попытался объяснить происхождение Руси и первых ее правителей, кто создал государство. Не все в «Повести временных лет» согласуется с современными научными данными, многие конъюнктурные правки внесли и переписчики «Повести временных лет». Летописец Сильвестр переработал и дополнил «Повести временных лет» после Нестора и сделал выкладку событий с 1113 до 1116 гг. Летописи XIV-XVI вв. тоже являются историографическими достояниями. В XVII веке летописи, в отличие от предыдущих веков, расширяются, набирают научный характер, распространяют компилятивные «хроники». Иннокентий Гизель в 1674 г. написал знаменитый «Синопсис», который на долгие годы остался основным пособием по истории Украины и России. «Синопсис» более 30 раз переиздавался и до XIX века использовался в качестве учебника. В XVIII в. выходят произведения, в которых история Гетманата связывается с историей Киевской Руси. «История Руссов»-произведение конца XVIII в. Конисского, или Полетики стало апологией общности древней (княжеской) и новой (казацкой) истории Русской земли.

Историческая наука во всем его разнообразии школ, направлений развивается в XIX веке. Так, Д.Н. Бантыш-Каменский (1788-1850 гг.) написал трехтомную книгу «Историю Малой России». Николай Маркович в 1842-1843 гг. опубликовал двухтомную «Историю Малороссии» с трёхтомным приложением исторических документов и заметок. При написании труда автор использовал  «Истории Руссов». М.Маркевич (1804-1860 гг.) считается  первым национальным украинским историком, но он мало, что сделал для прогресса отечественной исторической науки. Осип Бодянский (1808-1877 гг.) опубликовал в московских журналах «Чтения в обществе истории и древностей российских», где два срока был главным редактором, целый ряд новых источников, хотя и без критической обработки. Осип Бодянский первым издал посредством печати П.Кулиша «Летопись Самовидца» в 1846 г. Развил народническое направление Николай Костомаров (1817-1885гг.) в «Истории Украины в жизнеописаниях выдающихся деятелей» и т.д. Н. Костомаров исходил из того, что историческое развитие каждого народа определяется его духовными свойствами.  Одним из них было появление в Украине в XV в. казачества. Он смотрел на казачество как на анархическую, разрушительную силу в своей работе «Черты народной южнорусской истории»

Середина XIX в. об отдельных регионах Украины даются сведения в работах М.Закревского «Описание Киева», А.Скальковского «Очерк Запорожья».  А.Скалаковский видел в казачестве своеобразное военно-монастырское братство. Известный историк и этнограф А.А. Скальковский одним из первых разработал архивные материалы по истории Запорожской Сечи. Вторая половина века вошла в историографию под влиянием В.Б. Антоновича (1834-1909 гг.). Он создал Киевскую школу историков, исследовал историю казачества, гайдаматчины, городов, дворянства.  В.Антонович утверждал, что каждый народ в своем историческом развитии выполняет определенную, только ему присущую «руководящую идею». Ему удалось первому в Российской империи поставить археологические работы на научную основу.

Самым известным представителем Киевской школы и народнического направления является М.Грушевский (1866-1935 гг.), автор огромного количества исторических трудов, «Очерки истории Украинского народа», «Иллюстрированная история Украины», а также первая многотомная «История Украины-Руси», где впервые изложена систематическая история Украины, начиная с каменного века. Рубеж XIX-XX веков был плодотворным для украинской историографии, несмотря на то, что Украина находилось под юрисдикции сразу нескольких государств. Своими талантливыми работами  значительное количество историков как А.А.Скальковский «История Новой Сечи или последнего коша запорожского», Д.И. Багалей 1857-1932 гг. «История Слободской Украины», А.Я.Ефименко «История Украинского народа», Д.И.Яворницкий трехтомная «История запорожских казаков», И.П.Крипьякевич «История Украины» и другие.  Д.Яворницкий (1855-1940 гг.), идя по пути Н.Костомарова и В.Антоновича, поставил перед собой задачу осветить историю Запорожской Сечи с самого начала и до конца ее существования. Вопреки народническому направлению, но в русле концепции М.Грушевского, начал утверждаться государственный направление в исторических исследованиях Д.Дорошенко «Очерк истории Украины», а также С.Томашивського, который в соответствии с государственнической идеологией сделал синтез Княжеской эпохи; публикациях В.Липинского, который проанализировал Казацкий период украинской истории.

Историография истории Украины 1917-1991 гг. состоит из большого количества работ советских ученых. В официальном издании отечественной истории – восьмитомного «Истории Украинской ССР» (в 10-ти книгах). В ней полностью отвергнута автохтонность этногенеза украинского народа и подчеркивается мысль о том, что он навеки обязан всеми своими достижениями «старшему брату» – России. В условиях независимости Украины  большинство историков основываются в своих трудах  процессом утверждения национального сознания и государства. Елена Апанович «Рассказы о запорожских казаках», М.Брайчевский «Конспект истории Украины», В.Даниленко, Г.Касьянов, С.Кульчицкий «Сталинизм на Украине: 20 – 30-е годы», В.А.Смолий, B.C.Степанков «Украинская государственная идея», Н. Яковенко «Украинская шляхта с конца XIV до середины XVII в. «Волынь и Центральная Украина», А.Д.Бачинский «Сич Задунайская. 1775-1828 гг. » и другие.

История как наука. Предметом изучения истории Украины являются появления первого человека на территории Украины, их расселения и способ быта, этногенез народа, развития материальной и духовной культуры, отношение с другими народами и борьба за независимость страны.

Задачи курса – это объективный анализ часовой и пространственной временной прохождения исторических событий; изучение общества людей минувших времен; определения основных источников событий прошлого.

Исторические источники. Исторический источник – объект происходившего события, который поместит в себе информацию прошедшего и имеет познавательно – историческое значение. Исторические источники делятся на типы и виды: первый вид касающейся всех видов источников, второй письменные источники и третье которые хранят в себе исторические информации.

Типы исторических источников можно подразделить таким образом: материальные–монеты, орудия труда, различные изделия и т.д.; этнографические–данные о характерных особенностях культуры и быта; лингвистические–гидронимы (название – реки, озёр; топонимы–краев и местностей; этнонимы–название племен и народностей; анонимы –прозвище и имена); устные–(песни, легенды, пересказы); письменные–(записи на папирусы, пергаменте, коже и бумаги). Новейшими источниками могут стать фоно документы и фотодокументы, которые появились во второй половины XIX века с изобретением фонографа и фотоаппарата. Среди письменных источников особое значение имеют такие виды как – летописи, законодательные акты, деловые документации, правовые акты, статистические данные, периодичная пресса, документы особого похождения, мемуары, автобиографии, литературные памятники, публицистика и политические записи, научные статьи различных исторических периодов. Основные письменные источники по истории Украины считаются летописи – «Повесть минувших лет» и летопись Киевской и Галицко–Волынской. Законодательным актом можно назвать «Русская правда» и сюда можно добавлять уставные грамоты как «Киевский церковный устав». Одним из художественных письменных источников украинского народа считается «Слово о полку Игореве». Административно правовой акт того времени является Литовский статут который занимал место «Русской правды». Позднее были опубликованы «Земские и городские акты», «Реестерские под акты» протоколы и книги судьей. Времена казачества (середина XVII – XVIII в) тоже имеют свои письменные источники такие как «Гадяцкие трактаты» и Конституция Филиппа Орлика царские указы о ликвидации Запорожской Сечи.

Вспомогательные дисциплины. Для изучения истории существуют дисциплины, которые имеют вспомогательный характер. К их числу входят:  археология – изучающая останки материальной культуры людей различных эпох намечающихся на основе их топографии в просторе человеческого коллектива; этнология – наука изучающая аспекты культуры;  хронология – система вкладки времени и события;  палеография – рукописные памятники и старинные письменности;  дипломатика – исторические акты;  нумизматика – монеты, медальоны, медали, ордена, история торговли;  метрология – система мер;  геральдика – гербы краёв и государств, эпиграфика – надписина камнях, плитах, скалах и метали;  генеалогия – наука о название мест и прозвищ;  топонимика – географические название;  краеведения – история местности, региона и края.

Функции исторической науки. История Украины имеет социально значимые функции. Первая, из которых познавательно- интеллектуальное развитие народов и окраин в различных исторических процессов. Вторая функция – практика- политическая. Суть ее в том, что история как наука, развивается на основе теоретического уведомления исторических фактов, закономерности развития общества. Третья функция истории это содержание документальных повестей. История имеет очень большое значение, и четвертая функция является обучение патриотизму, познавание исторического развития человеческого общество.

Методология исторической науки. Метод показывает, как разрабатывается познание. Метод – (способ достижения) способ доработки знаний. Различными методами разрабатываются легенды, мифы и научными концепциями формируется реальная история Украины. Актуальной является проблема выбора методологии – науки о методе, подходе на критерии оценки исторических событий и процессов. Более 2 тыс. лет тому назад возникли основные подходы к исторической науке. Эти подходы делятся на две группы: идеологические и материалистические, которые опираются на метафизические и диалектические методы изучения.       

Знания факторов и событий в последовательности их протекания – важное методологическое условие овладения историей как наукой, только оно позволяет правильно проанализировать и важнейшие общественно- политические явления прошлого, последит их возникновение, развитие, сменяемость. Сегодня время предъявляет исторической науке особый счет. Формирование нового мышление с 90-х гг. ХХ столетия привлекли особое внимание к нашему прошлому. Переосмысление исторического наследия становится одним из элементов идеологии нового демократического общество. Сегодня нужна история во всем ее многообразии, противоречивости, и даже нелицеприятности, способная не только иллюстрировать те или иные схемы, сколько дать живую, объективную, правдивую картину прошлого. Успех решения этих задачей будет завесить от достаточности фактического материала и умения его анализировать.

   Принципы исторических исследований.  По научным принципам изучают исторические факты. Принцип-это основное правило, которого необходимо придерживаться при изучении всех явлений и событий в истории. Можно перечислить несколько основных научных принципов:

  • а) принцип историзма требует рассмотрения всех исторических фактов, явлений и событий в соответствии с историческими обстоятельствами, в их взаимосвязи и взаимообусловленности. Любое историческое явление нужно изучать в развитии, как оно возникло, какие этапы в своем развитии прошло.  Нельзя рассматривать событие или личность одновременно или абстрактно, в не временных измерениях.
  • б) принцип объективности опирается на факты в их настоящем смысле, не искаженные и не подогнанные под схему. Этот принцип требует рассматривать явление в его разнообразии и противоречивости, в совокупности как положительных, так и негативных проявлений. Главным в обеспечении принципа объективности является лицо историка, его теоретические взгляды, культура методологии, профессиональное мастерство и порядочность.
  • в) принцип социального подхода предполагает рассмотрение историко-экономических процессов с учетом социальных интересов различных слоев населения, различных форм их проявлений в обществе. Этот принцип обязывает соотносить классовые и узкогрупповые с общечеловеческими интересами, учитывая субъективный момент в практической деятельности правительств, партий, лиц.
  • г) принцип альтернативности определяет степень вероятности осуществления того или иного события, явления, процесса на основе анализа объективных реалий и возможностей. Признание исторической альтернативности позволяет по-новому оценить путь каждой страны, увидеть неиспользованные возможности процесса, извлечь урок на будущее. Научность и достоверность в освещении истории прошлого народа обеспечивается при соблюдении и сочетание всех принципов и методов познания.

Хронология истории. Хронология или периодизация истории- это установление хронологически последовательных этапов в общественном развитии человечества. В основу этих этапов должны быть положены решающие факторы, общие для всех стран мира. Существует множество хронологических систем, среди которых приводим три наиболее характерные. Американский историк и этнограф Льюис Генри Морган, основываясь на критерии уровня развития производительных сил, выделил три эпохи в истории человечества: дикости, варварства и цивилизации.

К. Маркс, исходя из принципа материалистического понимания истории, положил в ее основу способ производства, или формационную концепцию. Поэтому по Марксу история человечества представляет собой последовательную смену общественно-экономических формаций- первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической, коммунистической. Начатая К. Марксом периодизация истории человечества была воспринята далеко не всеми обществоведами Запада. В данном руководстве мы предлагаем такую периодизацию истории: Первобытная эпоха. Древний мир. Средневековья. Новое время. Новейшее время.

Вопросы для самоконтроля:

1.Что изучает история?

2.Какие вспомогательные дисциплины истории вы знаете?

3.Цели, задачи и содержание истории украинского народа.

4.Что такое источник и что изучает источниковедение?

5.Какие принципы изучения истории вы знаете?

add

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.