Ослабление арабской власти и усиление власти местных аристократов

                                                   План:

  1. Усиление местной феодальной аристократии и ослабление халифата.
  2. Государства Тахаридов (821-872 гг.)
  3. Государства Саффаридов (873-900 гг.)

Литература:

1. Гафуров Б. «Таджики» книга 2. Душанбе, 1997 г.

2. История Таджикской ССР (учебник). Душанбе, 1983 г.

3. История Таджикского народа. т.2, Душанбе 1998 г.

1. 9 – 10 вв. были периодом возрождения экономики и культуры Маверннахра и Хорасана после полуторавекового арабского владычества.

  Победа феодальных общественных отношений, завершение процесса формирования таджикского народа, оформления его государственности – все это содействовало развитию материальной и духовной культуры. Возрождались, древни города  Мавераннахра и Хорасана: Бухара, Самарканд, Мерв, Гургандж, Нишапур, Герат, Балх, Ходжент, Ахсикат, Бунджикат, Хульбук и др., вокруг которых сосредоточилась экономическая и культурная жизнь прилегающих к ним среднеазиатских  областей

          В начале 9 в. в результате усиления антихалифатского движения династия Аббасидов была вынуждена искать пути сближения с местной знатью, привлекая ее к управлению Средней Азией. Халифат предоставил известную автономию областям, находящимся на восточной окраине государства. В Средней Азии возникли почти самостоятельные владения с династиями иранского происхождения. Они содействовали организации твердой власти и упорядочению сельского хозяйства.

Непрерывные восстания народов Мавераннахра против арабского владычества не прекратились и после восстания Муканны. Например, крупное восстание вспыхнуло в 806 г. Под руководством Рафи ибн Лейса. Наместник халифа в Самарканде был убит, и город некоторое время оставался в руках восставших. Наиболее активное участие в восстании принимало оседлое население Ферганы, Ходжента, Бухары, Уструшаны, Хорезма, Чаганиана и Хуталяна.

Это широкое народное восстание было подавлено в 810 г., Когда его руководитель в критический момент борьбы перешел их страну врага. В последующие годы то в Согде, то в Устурашане и Фергане вспыхивали новые восстания. Они свидетельствовали, что наместники халифа не могли держать Мавераннахр и Харасан в повиновении одной только силой оружия. Управления этой страной для арабов становилось возможных только тогда, когда они привлекали к управлению местную аристократию.

Таким путем, Аббасиды хотели парализовать ее стремление к независимости и в то же время оперятся на неё в борьбе с народными восстаниями. Именно поэтому начиная со времени правления халифа Мансура (754-775 гг.) и при его приемниках – халифах-Махди (775-785 гг.) и Харуне ар Рашиде (786-809 гг.) различными областями Мавераннахра в основам управлениям визиры из местной феодальной знатный, главным образом из семейств Бармакидов и Саманидов. Однако такая политика не привило к усилению власти халифата в Средней Азии, а, наоборот, дало толчок для развития условий способствовавших освобождению Средней Азии от арабского владычества.

Таким образом, в дальнейшем Средняя Азия была освобождена от арабского владычества частично Тахаридами и Саффаридами, а полностью Саманидами. 

Надо отметить, что вскоре на политическую арену выходят представители династии Тахиридов предки Тахиридов владели  г. Бушангом в Гератской области. Основателем этой династии был Тахир ибн Хусейн владетель Бушанга.

Когда Мамун, ставший впоследствии халифом, был наместником Хоросана Тахир приобрел большой авторитет при его дворе. В 811 г. в войне двух братьев, наследников Харуна ар Рашида-Амина и Мамуна, за власть в халифате Тахир командовал войсками Мамуна. В 813 году он взял Багдад. И Мамун был возведён на халифский престал. Потом в течение некоторого времени он являлся начальником всех военных сил халифа, а в 821 г. был назначен наместником Харасана.

Надо сказать, что Тахир правил Хорасаном и областьями Средней Азии как независимый  правитель. В 822 н. он даже отдал приказ не упоминать имени халифа в пятичной молитве, что было равносильно разрыву с Багдадом. Через этого Тахир умер. Как пологавот, от был отправлен агентами халифа.     

Несмотря на совершенно очевидные сепаратистские тенденции Тахира халиф Мамун назначил наместником Хоросана его сына Талху (822-828 гг.). другой сын Тахира – Абдулла (828-844 гг.), не считая себя починным халифату, управлял Харасаном совершенно самостоятельно. При нем резиденций Тахирадов стал город Нишапур Халиф Мутасим (833-842 гг.) ненавидел Абдуллаха, но не имел возможность привести его к повиновению. Не удалось также попытка отравить Абдуллаха.

Тахириды приняли решительные меры к организации твердой власти и к упорядочению сельского хозяйства. Они провели мероприятие по улучшению водопользованию и построим новые каналы. По заданию Абдулла крупнейшие законоведы разработали нормы водопользования воды для орошения. Написанное ими сочинение служило в течение двух столетий руководством при разрешении споров в области водопользования.

Абдулла пытался по возможности ограничить произвол, который царил на местах по отношению к крестьянам со стороны крупных землевладельцев и государственных чиновников. «Бог кормить нас их руками, – говориться в приказе Абдулла, – приветствует нас устами и запрещает обижать их».

Однако, положение населения и особенно крестьянства и при Тахиридов оставалось очень тяжелым. Крестьяне подвергались усиленной эксплуатации со стороны крупных землевладельцев и одновременно были обязаны платить государству большие налоги. Поэтому крестьянские восстания в стране почти не прекращались.

Государство нуждалось в большом числе грамотных чиновников, и Абдулла заботится о том, чтобы сделать образование доступных более широким группам населения, чем прежде. Подобно своему отцу он был поэтом. Сын Абдулла Тахир II (844-862 гг.) во всем стремился подружить отцу. Вообще время Абдулла и Тахира II было началом возрождения местной культуры. При дворе Тахирадов, наряду с арабским, был распространен и язык фарсы.

И на конец следует признать (слова академика Б. Гафурова), что большую роль в подъеме местной культуры сыграли не Тахариды, а пришедшие им на смену Саффариды.           

  1.  В IX-X вв., как и в предствующую эпоху, одной из задач государственной власти в земледельческих оазисах Средней Азии была организация защиты от набегов кочевников. С этой целю создавались специальные отряды вооруженных добровольцев, которых называли газиями – борцами за веру.

Обычно в ряды газиев вступали в основном разорившиеся земледельцы и ремесленники. Эти люди, избравшие свой профессией войну, посылались туда, где происходили стычки с «неверными». 

Местные правители использовали отряды газиев на службе в укреплениях на границе земледельческих оазисов с кочевой степью.

Интересно отметить, что с одной стороны, они давали отпад набегам кочевников и охраняли земледельческих оазисы от нападения врагов, с другой, -часто являлись активными участниками народных движений против местной знати.

В конце IX в вооруженные отряды газиев стали ядрой большого народного  движения, на границе Средней Азии и Ирана. Это движение использовали братья Якуб ибн Лейс и Амр ибн Лейс. Вначале они организовали разбойничью шайку, которая присоединялись к отряду газиев в Систане.

Храбрость и воинские способности Якуба позволили ему взять в свои руки командование отрядом. Отряд используя народные восстание в земледельческих оазисах, в 861 г. прогнал тахаридского правителя и захватил центр Ситана – г. Зерендж.

Якуб стал правителям области Систана и в продолжение десяти лет захватил ряд восточных областей халифата, которыми до этого управляла последный представитель династии Тахаридов –Мухаммад ибн Тахир (862-873 гг.). И, наконец, в 873 г. Якуб разбил войска Тахаридов и захватил стоящую Хоросана г. Нишапур. Власть Тахаридов в Средней Азии и в восточных областях нынешнего Ирана было свергнута. В 874 г. халиф Муътамид, признавая совершившиеся факт, вынужден был поручить Якубу управление всем Хорасаном.

Несмотря на то, что Якуб стал правителем огромного государства, он до конца жизни оставался неприхотливым воином, носил простую одежду из хлопчатобумажной ткани, не признавая ковров, сидел на земле, стал на старой попоне, положив под голову щит и свернутое знамя. Войска Якуба было хорошо вооружено.

В его армии царила строжайшая дисциплина. Он много требовал            от солдаты и командиров, проявляя и сам удивительное бесстрашие. Успехи Якуба не улучшили тяжелого положения простых тружеников, с помощью которых он достиг власти. Якуб опирался в основном на мелких и средних феодальных земледельцев. Он не уменьшил размер подати, тяжелым беременем ложившееся на земледельцев. В 876 г. Якуб решился на захват власти в халифате и двинул войска на Багдад, но, не дойдя до него около 100км, был разбит войсками халифа и отступил. Одной их причин поражения Якуба был его отказ от помощи, предложенной ему Али ибн Мухаммадом Буркаи, вождем длившегося около 14 лет (869-883 гг.) восстание рабов –негров в Ираке.

Якуб не счел возможным вступить в свою с рабами, так как сам стоял за сохранение рабовладения. Через три года после неудачного похода на Богдад Якуб ибн Лейс, положивший начало династии Сафаридов, умер. Войска возвели на трон его брата Амра ибн Лейса.

Заняв место брата Амр ибн Лейс (879-900 гг.) поспешил обратиться к халифату с выражением покорности, в результате чего получил наместничество в Хорасане и некоторых восточных областей Ирана. Однако фактически Амр, как и Тахариды, был независим от халифата. По свидетельству источников, Амр был хорошим администратором и обладал военным талантами.

Судья по некоторым данным, Саффариды в значительной степени использовали шиитское сектантское движение, имевшие успех у крестьян и ремесленников. (Якубу приписывается даже заявление: «Вместо каабы мы установим культ солнца»).

Саффариды, в отличие от Тахаридов, достигли большего уровня политической независимости. Хотя они признавали верховную власть Аббасидов, но на практике в своей внутренной и внешней политике действовали самостоятельно. А регулярно посыпанные Саффаридов грамоты халифов на управление подвластных Саффаридов областей, было данью традиции, сложившиеся в Багдадском халифате.

Независимость Саффаридов выражалось в том, что впервые в истории мусульманского мира имя неарабского человека –таджика Якуба было упомянуто в Хутбе (молитве) рядом с именем халифа Муъмазида.

В конце надо отметить, что хотя государство Саффаридов распалось в 900 году под ударами Исмаила Самони, однако собственно Систаном и в XI-XIII вв. продолжали правит потомки Саффаридров1 подавления недовольство народных масс. Однако народные массы не хотели мерится с угнетением и постоянно поднимали восстания.

Одно их них-восстание маздака, которые произошло в конце V- начале XI вв. на территории Ирана, где также интенсивно развивались феодальное отношения. В Средней Азии также вспыхивали народные волнения. В VI веке в Бухарском оазисе восставший народ под руководством Абруя захватил власть в свои руки. Тогда на помощь бухарской знати пришел правителе тюрков. Он послал для подавления восстания большое войска.

Предворитель этого войска (Шерри Кишвар) разбив восставших, придумал для Абруя жестокую казнь: он приказал поместить его в мешок с пчелами. Так, жестоко поступили тюрки.                    

   Контрольные вопросы:

  1. Основные причины ослабление арабского владычество в Мавераннахре и Хорасане?
  2. Представление автономии в управление областям местным аристократом.
  3. Формирование династии Тахиридов и государство Тахиридов.
  4. Кто был основателем государство Тахиридов.
  5. Генеалогия Тахиридской династии.
  6. Распад Тахиридов и образование Саффаридского государство.
  7. Кто был основателям Саффаридского государство.
  8. Распад Саффаридов государство.

1 По некоторым сведениям, Якуб был медником (арабский Саффар. Отсюда название даннстии «Саффариды». Амр занимался плотничьим ремеслом).

test

Добавить комментарий